Крах колоссов

21 апреля, 15:36
В 602 году император Византии Маврикий был убит солдатами нового претендента на престол - Фоки, и глава дома Сасанидов, рыдая и называя Маврикия своим отцом (Маврикий и в самом деле когда-то помог Хосрову II получить престол), пообещал отомстить узурпатору.

В тот же год армии персов вторглись в Сирию и Палестину - так началась Ирано-Византийская война, которую иногда еще называют "Мировой войной VII века".

Война и в самом деле стала мировой, захватив буквально все государства и племена тогдашнего мира, от Пиренеев до Гималаев, так или иначе сражались на стороне одной из держав или, как минимум, пользовались тем, что армии двух колоссов отвлечены боями на другом конце света.

Пьеро делла Франческо, сражение Ираклия с Хосровом

Персы сумели договориться с аварами и славянами, которые вторглись на Балканы и даже осадили Константинополь, а еще с эфиопами, которые угрожали Египту, византийцы же организовали нападения на земли Сасанидов отживающего свой век Тюркского каганата и каганата Хазарского, чья звезда только восходила. В сирийской пустыне и на севере Аравии вели непрерывную войну два исповедовавших христианство арабских государства - Гассаниды и Лахмиды, вассалы воюющих гигантов.

В землях Бактрии и Согдианы города восстанавливали свою независимость от Сасанидов, остатки эфталитов вместе с индийскими Гуптами вели набеги на персов с территории Пенджаба, и в то же время варварские королевства Европы - франки,бургунды и вестготы - норовили оттяпать у ромеев новые территории, а лангобарды даже завоевали север и центр Италии.

На стороне персов сражались отряды иудеев, византийцев поддержали колхи и лазы, впрочем, мир не делился в той войне по этническому или религиозному признакам - зороастрийы воевали друг с другом так же неистово, как и христиане с христианами или иудеи с иудеями.

Карта мира того времени

В какой-то момент главнокомандующими и той, и другой армии были этнические армяне, в одной из битв наибольшую часть сражавшихся с той и другой стороны составляли греки, в другой - арабы.

Основным театром военных действий стали Сирия, Палестина, Египет, Каппадокия и Анатолия - именно те провинции, которые за несколько десятков лет до этого были почти полностью выкошены страшной эпидемией. Новые поколения жителей, новое пушечное мясо, еще не успело вырасти - зачастую жителей городов, от которых остались только могучие стены, не хватало, чтобы просто оборонять периметр.

Вначале войны успех сопутствовал агрессору: Хосров II Парвиз захватил Сирию и Палестину, вошел в Иерусалим и отослал в свою столицу христианские святыни (что вызвало великое уныние в византийских войсках), он захватил Египет, главную житницу Константинополя, его армии вторглись в Малую Азию - одна из них дошла до Босфора и могла воочию видеть Константинополь, осаждаемый аварами и славянами, но помочь своим союзникам, не имея флота, так и не смогла.

Осада Константинополя аварами, 626 год

Византии потребовалось восемь лет на решение спора о власти, и, в конце концов, престол занял энергичный Ираклий I, который последовательно отбил у персов, одно за другим, все их завоевания. В конце 20-х г.г. Ираклий перенес военные действия на территорию Междуречья, и, наконец, совершенно изнуренные этой войной, персы и византийцы заключают, в 628 году, мир.

Что совсем не означает, ни для тех, ни для других, окончания войн: византийцы ведут затянувшуюся войну со славянами, которых удается вытеснить с территории Греции, но не с Балкан, совершают походы за Дунай, в земли аваров, пробуя "привести их к миру", но в конце концов мир им приходится покупать - платить золото аварам дешевле, чем платить жалование своим солдатам. Про возврат чуть более дальних земель, вроде североитальянских, византийцы уже даже и не думали.

Византийские крестьяне: сбор налогов и работа в поле

Персы же с великими усилиями пробуют восстановить свои позиции в Хороссане, Согдиане, Бактрии и Прикаспии.

К тому же персам досаждали бедуины: в момент высшей победоносного для себя точки войны, в 611 году, Хосров, посчитав Лахмеидов не слишком надежными союзниками и опасаясь их предательства, разгромил их, и устью Евфрата, не защищенное более буферной зоной из вассалов шахиншаха, постоянно угрожали банды кочевников.

И сама "мировая война", и последующие за ней сражения вышли необыкновенно жестокими и кровопролитными.

Почти тридцать лет убийства людей, разрушений и пожаров, уничтожения посевов обескровили и без того малолюдные земли.

Персидская миниатюра: данник и шах

Тотальные мобилизации не спасали: та и другая сторона пополняли свои ряды рабами, а то и военнопленными (и было немало людей, успевших повоевать за обе стороны, и наверняка среди них попадались и люди, которые в течении этих долгих лет "переметнулись" не по одному разу) и принимали на службу варваров на любых условиях.

В итоге, "мировая война" окончилась вничью: и император, и шахиншах подтвердили нерушимость границ 602-го года. Даже в отношении христианских святынь было восстановлено статус-кво: они вернулись в Иерусалим (что сделало Ираклия героем и всеобщим любимцем). Правда, оба мировых гегемона потеряли множество территорий на периферии.

А еще потеряли невиданное количество людей и невероятных размеров состояния.

Города зарастали травой, в Дамаске, например, больше половины домов были пусты, а иные города и вовсе покинуты были людьми, ремесленные мастерские были закрыты - их хозяева были либо угнаны в рабство, либо уничтожены, земли было некому обрабатывать и они зарастали бурьяном, ирригационные системы заиливались.

Тлен и разорение - вот что представляли из себя земли Ближнего Востока, пострадавшего больше других.

Юстинианова чума, предшественница куда как более масштабных эпидемических потрясений

Впрочем, даже земли, по которым не прошли враждующие армии, были мало чем краше: всех, способных сражаться, отправили на войну, а "все для фронта, все для победы" подорвало оставшиеся хозяйства.

Надо ли говорить, что налоги, и без того невыносимые, резко скакнули вверх: правителям деньги были нужны, как воздух - и для восстановления массовых разрушений, и для содержания армии и ведения доставшихся им в наследство от "мировой войны" малых войн.

В Персии дед Хосрова II, Хосоров I, современник императора Юстиниана, за полстолетия до начала войны, провел налоговую реформу (прежние правила налогообложения просуществовали около тысячелетия, со времен Дария), резко снизив налоги, но сильно укрепив контроль за ними.

Начиналось все отлично: разделив всю обрабатываемую землю на участки, называемые "джариб" (2400 кв. м. или 24 сотки - чтобы легче было представить себе этот размер "на глазок"). За джариб, засеянный зерновыми, полагалось платить 1 драхму (3-4 грамма серебра) в год, засеянный виноградником - 8 драхм и так далее.

Дирхем Хосрова II Парвиза

Кроме того, вводился подушный налог, в зависимости от категории состояния плательщика, от 4 до 12 драхм в год, собираемый ежеквартально.

Его платили все мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, кроме жрецов, вельмож и людей, находящихся на царской службе.

Нет никаких сведений о том, как изменилась ситуация за период между царствованиями двух Хосровов, но известно, что жители Сирии и Палестины благосклонно встречали персидские армии во времена "мировой войны", потому что это означало сильное уменьшение налоговой нагрузки.

Но в течении войны Хосров II, оставшись без средств, резко поднял налоговую планку: известно, что суммы налогов выросли впятеро (мы не знаем, каких именно налогов это коснулось, и от какой именно планки стоит отсчитывать рост в пять раз - от установленной дедом нашего героя или от какой-то иной, уже измененной).

Неплательщики, как и раньше, предавались телесным наказаниям, их семьи ждало рабство, а самого главу семьи, в разгар военных действий - служба в армии.

Большая война закончилась, самого Хосрова II свергли (он был заточен в темницу а потом расстрелян лучниками), но и его сын Кавад II был не в состоянии изменить ситуацию с налогами - как это часто (почти всегда) случается в истории, экстраординарные налоги "забывают" отменить.

Император Византии и его подданные

В Византии налоги собирали на основе кадастра (изменяемого раз в 15 лет), оценки земли (были несколько уровней качества участков). Земледелец не имел права оставлять свою землю и обязан был платить налог вне зависимости от того, обработана земля или нет. Кроме того, был и подушный налог и великое множество других - на очаг, на вино, на пользование определенными товарами и продуктами.

Кроме налогов центральных, были и местные, а кроме регулярных, были и экстренные, разовые.

Правда (в таких случаях, как описанные выше войны) экстренных становилось все больше и больше, их цена росла, и, как уже писалось выше, их частенько "забывали" отменить.

Кроме того, господствовал общинный принцип: за недоимки одной семьи расплачивалась община.

Наказания же для самого неплательщика были характерны для того времени: пытки и - рабство.

Современники пишут, что часто приходилось отдавать налоговикам много более 60% урожая, чего не всегда хватало. Любое колебание погоды или любая проблема с состоянием земли или здоровьем членов семьи приводили к катастрофическим для людей последствиям.

Более 80% всех рабов в Византии составляли дети земледельцев, которыми были вынуждены жертвовать проштрафившиеся.

Византия, торговля рабами

Мягко говоря, собиратели налогов не были популярны ни в Византии, ни в Персии, случаи нападения на них были регулярными, и расквартированные в городах гарнизоны принудили исполнять не только военные, но и полицейские функции, которые, в значительной степени, сводились к защите сборщиков налогов и покарании неплательщиков.

По воспоминаниям современников, даже в тот момент, когда империи-монстры зализывали свои раны, весь мир ждал нового столкновения между ними - следующая ирано-византийская война казалась тогда всего лишь вопросом времени - но её, однако, так и не случилось.

Из Аравии пришла новая, неведомая сила, о которой тогда мало кто знал и уж точно никто не принимал ее в расчет - мусульмане за очень небольшой исторически отрезок времени буквально взорвали старое мироустройство, кардинально перекроив карту мира.

Один из историков сравнивает поток мусульман из Аравии с "человеческим цунами", другой говорит об "эффекте попкорна", когда из горсти зернышек появляется масса, заполняющая собой все пространство - но вряд ли подобные сравнения удачны.

Арабские завоевания

Первые вылазки воинов ислама в земли неверных были осуществлены еще при жизни Мухаммеда - оба набега окончились неудачно.

В одном из них арабская конница случайно наткнулась на небольшой отряд византийцев, перемещающихся их города в город, и потерпела жестокое поражение, судьба другого неизвестна, известно лишь, что и он закончился ничем, а персы отправили шахиншаху сообщение об этом набеге, где высмеивали арабов за неумение стрелять из лука.

Это никак не обескуражило пророка, который до самой своей смерти думал о такого рода военных предприятиях.

Но арабские завоевания начались при его приемнике, Абу Бакре, который отправил в Сирию и Палестину несколько относительно небольших отрядов, костяк которых составляли вовсе не правоверные, несущие знамя ислама, а бедуины,и большинству из них не интересны были религиозные догматы, они, чаще всего, вовсе не были мусульманами, их, как и любого кочевника, интересовала военная добыча, которой можно было так славно поживиться в городах.

Мечеть в пустыне

Этому способствует и хумс - налог, специально придуманный для дележа военной добычи: он составляет пятую часть от захваченного в пользу пророка (в дальнейшем - халифа), тогда как прежние традиции предусматривали отчисление 1/3 в пользу военачальника. Понятно, это было, как мы сказали бы сейчас, весьма мотивирующее уложение.

Тактика таких отрядов была простой: маршем через пустыню, в кторой бедуины умели прекрасно ориентироваться и выживать, оказаться у стен какого-то города. Если город окажется слабым - попробовать захватить его, его там окажется стойкий враг - уйти, поменять цель, найти добычу послабее.

Но случается невероятное - перед арабами отрывают ворота и большие города, и мелкие - жители охотно обменивают ненавистных им налоговиков - сами сборщики налогов и их семьи попадают в рабство, а их имущество, а, возможно, и хранимые ими уже собранные налоги, так велики, что удовлетворяют запросы по части военной добычи завоевателей - на свое право платить новой власти многократно меньший налог.

Арабская книжная миниатюра. Верблюды.

Вероисповедание еще не играет никакой роли, никакой роли не играет и национальность - полностью христианское население (этнические арабы, греки, персы и прочие) Сирии и Палестины, копты в Египте, зороастрийцы - персы, арабы, греки и парфяне в Иране - все легко принимают новую власть, обменивая свои прежние 60+% налогов на джезью (плата за сохранение жизни при завоевании - от этого налога первоначально освобождались, в том числе, монахи и христиане, служащие в мусульманской армии) и харадж (земельный налог), что суммарно составляло тогда около 10% от заработанного.

Торговцы из числа "людей книги" - христиан и иудеев, платят теперь 5% пошлин от своих товаров (мусульмане - 2,5%, прочие - 10%), тогда как те же ставки в Византии и Персии были выше 30%.

Стремление как-то облегчить свою жизнь и избавится от назойливых налоговиков проявляется практически в каждом городе.

Так, в 634 году, после нескольких месяцев стояния у городских стен Дамаска неведомых мусульман (судя по всему, это была блокада, а не осада: о попытках штурма неизвестно ничего, зато известно, что у осаждавших не было ни опыта взятия крепостей, ни даже веревок, а за лестницами были посланы воины в соседний монастырь), христианское население города вдруг обнаружило воинов пророка на рыночной площади города: преодолев вялое сопротивление малочисленной стражи, они вошли в город с двух его сторон.

Города Ближнего Востока покоряются мусульманам

Тут же, на площади, горожане договорились с завоевателями о том, что мусульмане не чинят жителям Дамаска никаких бед, не тронут их самих, их имущество и городские постройки, а "контрибуцию" возьмут с ромейских чиновников, пленив их самих и их семьи и забрав их собственность.

Кроме того, горожане обязались платить налоги и подати своим завоевателям, и, судя по всему, оглашенные суммы выплат их более чем устроили.

Ах, да, еще - христиане Дамаска (а все население этого города в ту пору было христианским) пообещали поделить с мусульманами главный городской собор, просто перегородив его на две части: одна половина предназначалась, по-прежнему, для отправления христианского культа, другая - для приверженцев новой религии.

Точно так же приняли новых завоевателей жители Басры и Хомса, Газы и Куфы, современники вспоминают, что жители множества городов выходили навстречу арабам с дарами, под звуки барабанов и цимбал, и практически везде и христиане,и иудеи, и зараострийцы легко выдавали мусульманам своих мучителей - сборщиков налогов, со всем их скарбом, и легко принимали налоги и подати от новых властей.

Арабский дирхем. Здесь - изображение дирхема VIII века, когда эта монета была самой распространенной денежной единицей на планете - от Пиринеев до Гиндукуша, от Скандинавии и Волги до Момбасы

Конечно, "эхо войны" сказывалось на возможностях обороняющихся. Так, самое быстрое и бескровное из завоеваний - завоевание Египта, совершенное минимальными силами (у Амра ибн аль Акра, этого "арабского Одиссея", было то ли три, то ли четыре тысячи воинов в подчинении) легко расправлялся с местными гарнизонами, ни один из которых не превышал 300 воинов. Копты, египтяне-христиане, полностью поддержали Амра во всех без исключения городах.

Вплоть до середины VIII века население Арабского халифата всего лишь на 10% состояло из мусульман: ни первым четырем "праведным халифам", ни Омейядам не приходило в голову обращать покоренные замли в ислам, и даже когда Абассиды начали активную деятельность в этом направлении, при их дворе возникла оппозиция, задававшаяся вопросом - если все люди станут уммой (сообществом мусульман) и зимми (иноверцев) не станет вообще, то кто тогда будет платить налоги?

Дилемма между уплатой налогов и следованиям канонам веры почти две стони лет стабильно решалась в пользу денег и - здравого смысла.

Например, к зимии могли быть отнесены только "люди книги" - христиане и евреи, но, продвигаясь дальше на Восток, арабы столкнулись с многочисленными многобожниками, которые, по канонам веры, подлежали уничтожению - зороастрийцами, а потом и с буддистами.

Джулио Росатти, арабский базар

Завоеватели не стали истреблять их, благодушно причислив и их к зимми, правда, увеличив для них налоги вдвое в сравнении с монотеистами.

В итоге арабских завоеваний Персия вовсе исчезла с карты мира, Византия, потеряв Ближний Восток и Северную Африку, продержатся еще 800 лет в весьма усеченных границах и уже без притязаний на мировую гегемонию.

Двух колоссов, на которых держался мир, по сути, не стало - и вовсе не только лишь могущество армий или всепобеждающая вера стали тому причиной, а, возможно, более всего - ненависть к собственным государствам изможденных налогами народов, людей, которые не надеялись уже на выживание в постоянно ухудшающихся условиях существования.