Кровавые хроники колонизации

10 августа 2023, 22:47
"Реакционный, грабительский, рабовладельческий характер войны со стороны царизма еще несравненно нагляднее, чем со стороны других правительств". В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Том 26. Июль 1914 — август 1915

Любое расширение территорий сопровождается подчинением народов, населяющих ее. Это может быть относительно мирное подчинение, а может быть и кровавое, как в случае с индейцами Америки. Но тогда были такие времена, эпоха завоеваний и становления государства. Или другими словами лес рубят, щепки летят. 

Некоторые патриоты неистово негодуют о том как же досталось бедным индейцам, хотя или в силу своей тупости не знают или специально замалчивают, как веселились их предки примерно в тоже время, но по другую сторону океана. 

Конечно, Московское государство не было оригинальным в своей колониальной политике – ограбление стран и народов, их уничтожение и порабощение, а в последующем захват их земель и заселение жителями метрополии были самым обыкновенным делом в ту эпоху. 

Аналогичным образом поступали испанские, португальские, голландские и прочие европейские колонизаторы с народами Северной и Южной Америки, Африки и Азии... 

Но европейские историки не пытались бесстыдно представить колониальные захваты европейских держав как великую освободительную борьбу. 
 
Совсем другое дело у нас: здесь, какой народ не возьми, – все, как один, добровольно захотели войти в состав чужого государства, пожертвовав своей независимостью, дабы получить взамен вдобавок к своим феодалам еще и царских воевод, а впоследствии генерал-губернаторов, а также православное духовенство, проводящее политику насильственной христианизации инородцев и физическим истреблением нехристей. 

Поход Ермака

Летом 1581 года вольный казак Ермак Тимофеевич на деньги промышленников Строгановых собрал отряд в 840 человек, навербованных из среды уголовников - казаков, русских, литовцев, татар, и вооружённых большим количеством оружия (3 пушки-фальконета, 300 пищалей, несколько сотен испанских аркебуз, стреляющих дробью ружей, арбалетов, луков, несколько тысяч единиц холодного оружия - сабли, копья, алебарды, топоры, кинжалы), построил лодки (каждая - на 20 человек) и, подготовив запасы продовольствия и боеприпасов, отправился в начале осени в поход через Урал вниз по реке Чусовой. 

Цель похода была хорошо всем известна - завоевание существующего в Западной Сибири уже 150 лет гос. образования местных татар, более известного как Сибирское ханство. Причина похода - хан отказался платить Московии дань пушниной (ежегодно с каждого человека по соболю и белке). 

В течение недели отряд плыл сначала по Чусовой, затем по её притоку Серебряной. На перевале через Урал была устроена зимовка, а весной казаки перетащили волоком лодки до реки Тагил и оказались непосредственно во владениях сибирского хана. Это было полной неожиданностью для татар, которые, не желая терпеть присутствие русских, нещадно грабивших местное население, срочно отправили гонца к хану Кучуму с вестью о несчастье. 

Тот не испугался и послал на русских отряд в 10000 всадников во главе со своим лучшим военачальником Маметкулом. Два войска встретились у берега Туры. Казалось, тут бы Ермаку и встретить свою заслуженную смерть, Но у казаков было огромное тактическое преимущество - наличие огнестрельного оружия. Выстроившись в каре, русские метким и чётким огнём сумели удержать сибиряков на расстоянии, отбивая их атаки, а когда те замешкались, ринулись в контратаку, решив исход сражения в свою пользу. 

Отчаянно пытаясь помешать русским, которые наступали на столицу государства - город Искер, татары дали им ещё несколько сражений, в которых им, к несчастью, не удалось одержать верх, хоть Ермак и потерял половину своих людей. 23 октября 1582 года русские штурмом взяли Искер. Местные жители, однако, не прекратили борьбу за свою независимость, начав ожесточённую партизанскую войну против русских. 

Они отбили Искер и уничтожили большую часть отряда Ермака (включая его самого), но русские, получив крупные подкрепления от Ивана Грозного, спустя несколько лет подавили последние очаги сопротивления. 

Последствия русского завоевания оказались катастрофичными для сибирских татар. Из примерно 25 тысяч представителей этого народа к концу 16-го века 80% были уничтожены физически или вынуждены уйти со своих земель в Среднюю Азию. Другие же народы ханства (остяки, вогулы, самоеды, югра) хоть и не понесли таких численных потерь, но отныне за свою спокойную жизнь вынуждены были платить ясак (дань пушниной). Вот такая она, экспедиция Кортеса по-сибирски. 

Ерофей Хабаров

Ерофей Хабаров, ещё один авантюрист (вот в честь каких извергов города свои называем) на свои средства собрал небольшой отряд в 40-е годы 17го века и пошёл в поход на земли амурских народов вниз по великой реке. 

Естественно, встречать хлебом-солью местные народы (в первую очередь дауры) русских не стали, и уж тем более не хотели они принимать русское подданство и платить дань Белому Царю. 
Хабаров посему штурмовал города и щедро сеял смерть по пути движения своего отряда. 

Особенно отчаянно сопротивлялся захватчикам даурский князь Гугудар: его воины до последнего стреляли из луков в русских, защищая свой город, который тем не менее пал, хоть Хабаров и потерял под его стенами четверть отряда. Соседние князья, испуганные зверствами, учиняемыми русскими в захваченных городах и посёлках, всё же решили принять русское подданство. 

В 1649 году Хабаров с 70-ю казаками был послан правительством на Амур, где в мае следующего года выстроил острог, названный Ачанским городком. Но он не учёл важный факт: та местность считалась владением надменных маньчжур, не терпящих конкуренции. 

Манчжурская конница выбила разбойников из острога. Обозлённый Хабаров с 50-ю людьми на трёх стругах отбился от манчжурской погони и уплыл вниз по Амуру убивать и грабить местных дауров. 

К чести сказать, не все русские оправдывали эти зверства. Узнав о действиях Хабарова, из Якутска приехал чиновник Зиновьев с отрядом стрельцов в 150 человек. Он арестовал Хабарова и повёз его в Москву для расследования его действий. Но хитрый Хабаров успел написать челобитную царю, что он мол такой хороший, много дани собрал и земли завоевал, и был не только помилован, но и пожалован в "дети боярские" 

Геноцид северных народов 

В 1640-е годы якуты были подвергнуты убийствам во время русского наступления на свою землю недалеко от реки Лены, а на Камчатке в 1690-х годах коряки, камчадалы и чукоты были также подвергнуты истреблению. Когда казаки не получили требуемого количества ясака у туземцев, губернатор Якутска Петр Головин использовал крючки для мяса, чтобы подвешивать туземцев. 

По берегам Лены 70 % якутского населения умерли в течение 40 лет, а изнасилование и порабощение использовались против местных женщин и детей, чтобы заставить местных людей заплатить ясак. 

На Камчатке казаки жестоко подавили восстания ительменов в 1706, 1731 и 1741 годах. Российский командующий офицер Павлуцкий вёл войну против чукчей и на его совести массовые убийства женщин и детей в 1730-31 годах, геноцид чукчей и коряков был заказан императрицей Елизаветой в 1742 году, чтобы полностью исключить их из родных земель и стереть их культуру через элементарное истребление. 

Команда заключалась в том, что туземцы были «полностью искоренены», когда Павлуцкий снова возглавлял войну с 1744-47, в которой он привел к казакам «с помощью Всемогущего Бога и удачи ее Императорского Высочества», чтобы убить чукчей и взять в плен женщин и детей как добычу. Также была начата война против коряков в 1744 и 1753-4 годах. 

После того, как русские попытались заставить туземцев обратиться в христианство, разные коренные народы — коряки, чукчи, ительмены и юкагиры объединились, чтобы выбить поработителей со своей земли в 1740-х годах, что привело к нападению на крепость Нижнекамчатска в 1746 году. 

Сейчас Камчатка является европейской в демографии и культуре, причем только 2,5% ее являются коренным населением. Убийства, которые совершали казаки, опустошили коренные народы Камчатки. 

Дикая природа также понесла огромные потери при экспансии русских, которые убили огромное количество животных ради продажи меха. 

Не менее 90% камчадалов были убиты с XVIII по XIX века. Геноцид коренного населения привел к тому, что целые этнические группы были полностью уничтожены — порядка 12 истребленных групп таких могикан. 

Истребление бурят

Далее пришла очередь свободолюбивых бурят. В 1640-х гг. на земли бурятов отправляются отряды казаков из Якутского острога. 
Зимой 1641 г. якутский воевода послал большой отряд под начальством Василия Власьева. На р.Куленге они внезапно напали на Чепчугеев улус бурятского князя двух родов эхиритов Шэптухэя (Чепчугея). 

В жестоком сражении, длившемся целый день, было убито 30 бурят и захвачено в плен 28 буряток – «старых, молодых и ребят, которые у грудей». Потом казаки «беззащитных женщин и детей всех побили из пищалей», то есть расстреляли из ружей. (Кудрявцев. Указ. соч. С. 45). 

Пленников войны обычно не убивают, но кормят, нормально содержат и возвращают противнику. Но русские казаки, свободные от норм морали, соревнующиеся за грабеж и «объясачивание инородцев», прежде всего пленников насиловали и затем мучительно убивали, зачастую проводя дикие экзекуции, например, медленно вырезая целые куски мяса на телах захваченных бурят. 

Часть улусных людей во главе с князем Шэптухэем до последнего, пока не сгорели заживо, подожженные казаками, отчаянно боролись, продолжая отстреливаться из окон сторожки. В казачьих отписках отмечено, что на предложения сдаться Чепчугей отвечал: «Али вы не знаете, каков Чепчугей? Живым я вам, казаки, в руки не дамся!». 

Далее, отряд Власьева побоялся идти в глубь «больших братов» и пошел в отход на земли князя Куржума. Князь его дядя дали ясак «с себя и своих людей» и были приведены к присяге на подданство. Так и Бурятия стала частью России. Разумеется добровольно. 

Вы только вдумайтесь — наши добрые соотечественники безжалостно убили 90% коренного населения этих земель, но это не все, продолжаем дальше. 

Покорение Кавказа

Вы только вдумайтесь — наши добрые соотечественники безжалостно убили 90% коренного населения этих земель, но это не все, продолжаем дальше. 

Теперь переместимся на Кавказ. Когда империя пришла на Западный Кавказ и в ходе почти 100-летней войны завоевала предков нынешних адыгов. Тогда из более чем миллионного населения Черкесии на родной земле остались только 5% адыгов — остальные погибли в войне, умерли от эпидемий, голода, были выселены в Турцию и другие исламские страны. Конечно, это огромная трагедия. Как по-иному можно назвать смерть или исход девятнадцати из каждых двадцати коренных жителей этих мест? 

Было выселено также более 9/10 абхазов, ближайших родственников адыгов. Вот как описывает события 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов: «В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их…

Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, объеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак… 

Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. 
Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб…Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца. …Весь северо-западный берег Черного моря был усеян трупами и умирающими, между которыми сохранялись небольшие оазисы еле живых. 

Чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью, в то время как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. И подобных сцен встречалось немало…» 

В результате войны из 12 адыгских родов и их соседей только 3 — кабардинцы, бжедуги и шапсуги — остались на своих традиционных, исторических местах, а остальные оказались либо перебиты, либо отправлены в Турцию, либо выселены на равнину «под присмотр» казачьих станиц. Тогда и позже, из них — «выселенных под присмотр» — в ходе взаимодействия с русской, а потом и с советской администрациями были образованы 2 новых народа — черкесы и адыгейцы. 

Потомки народа, некогда занимавшего территорию от современной Тамани до Сочи, оказались разделенными на 4 территориальных единицы — Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Адыгею и 11 шапсугских аулов в Туапсинском и Сочинском районах Краснодарского края. 

Наверняка найдутся патриоты, которые скажут: Ну это же было давно. И намекнут теплый ламповый русский геноцид это не то же самое, что беспощадный геноцид этих злых гейропейцев. 

...Но нет. В отличии от практичных европейцев классики русской литературы обращают внимание на изощренный, нечеловеческий садизм своих соотечественников. 

Башкирская трагедия

И так, последний аккорд — Урал. Утверждая свою власть, русские как и британцы действовали такими же методами – подавление сопротивления местного населения, натравливание одних народов против других. Например, башкир на казахов и наоборот. 

Примеров жестокого подавления восставших предостаточно. Как индейские, так и башкирские выступления XVIII века выливались в кровавые межрасовые столкновения. Прежде чем Россия окончательно завладела Оренбургским краем, пролились реки русской и башкирской крови. За отказ креститься башкир просто сжигали на кострах в лучших традициях испанской инквизиции дикого средневековья. 
По данным В. Н. Витевского, только за пять лет (1735-1740 гг.) было казнено и убито более 9 тысяч человек. 

Свыше трех тысяч башкир сослано на каторгу, шесть с лишним тысяч башкирских жен и детей роздано помещикам, сожжено почти 400 башкирских деревень с жителями , захвачено 17 тысяч голов лошадей и крупного рогатого скота. И это за одну ударную пятилетку! 
Озлобленные башкиры и помогавшие им в борьбе с русскими соседи — казахи и каракалпаки беспощадно мстили переселенцам из России. 

Они перерезали, к примеру, в Верхнеяицкой крепости весь гарнизон, сожгли многие деревни, группами убивали крестьян. Ненависть к захватчикам достигла апогея — случалось, что башкиры не давали покоя даже мертвым. Они разрывали могилы русских и разбрасывали трупы и кости умерших по кладбищу или сжигали. В ходе «добровольного» присоединения Башкирии к Московскому государству каждый четвертый башкир и башкирка были умерщвлены добрыми переселенцами. Только к концу XVIII века в отношениях между русскими и башкирами наступил мир. 

Как резюме — прежде, чем негодовать о злодеяниях европейских колонизаторов, о судьбе несчастных индейцев — не забывайте о подвигах своих предков. От Дона, Камы до Чукотки и Сахалина жили счастливые люди — мужчины охотились, женщины хлопотали по хозяйству, вытирали носики хныкающим детишкам. Однако пришли люди со стороны захода солнца и убили их с изощренной жестокостью. Убивали медленно, смакуя каждый стон, каждый вздох своих жертв. 

Кропоткин П. А.
Сибирские тетради.  (1862-1866) 

Песни бурят, распятых в Иркутске // Шаманские поверья инородцев Вост. Сибири: Записки ВСОРГО. Т. II. Вып. II. – Иркутск, 189