Кто такой «москаль»?

25 сентября 2015, 20:15
Происхождение и значение слова «москаль»

Ну что за вопрос? , - скажет представитель любой из братских стран. - Москаль - распространенное среди соседних славянских народов пренебрежительное прозвище россиян !

Кто-то еще добавит, что в самой России так называют москвичей жители других регионов РФ.

Этимология слова так же понятна оно производное от Москвы, столицы России.

Между тем, если заглянуть в XIX век, то слово москаль приобретет иное значение и позволит по-другому взглянуть так же и на взаимоотношения между москалями и окружающими их общностями не только тогда, но и сейчас.

Поэтому я постараюсь показать, кто был для белорусских крестьян (а в то время белорусы были практически на 100% крестьянским народом) москалем .

В стихотворении от 1828 года, Павлюка Багрима, первого белорусского поэта из народа , есть такие строки:

В рекруты бы не забрали,

В москали бы не отдали.

Пастушком я век не буду,

В москалях живется трудно,

А я и расти боюсь,

Где ж я, бедный, окажусь ?

(Здесь и далее все отрывки белорусских текстов даются в переводе на русский).

В них, с точки зрения дня сегодняшнего много непонятного.

Что значит в москали бы не отдали - не отдали в русские , что ли?

Как это понимать?

И почему в москали можно попасть только взрослому ( а я и расти боюсь )?

Ответ, конечно, виден в самом стихотворении: трудная жизнь в москалях - это солдатская служба ( В рекруты бы не забрали, В москали бы не отдали ).

Итак, москаль - это солдат.

Это отождествление москаля с солдатом по-видимому, берет начало в 17-18 веках, во время многочисленных войн Речи Посполитой ( в состав которой входила тогда Беларусь) с Россией.

Тогда представителей восточного соседа видели почти исключительно в таком облике.

Других москалей , кроме вооруженных людей в форме, которые оставили по себе недобрую память, практически не знали.

В 19 веке эта идентификация москаля с солдатом закрепляется и расширяется. Можно добавить, что такое отождествление во многом характерно и для украинского фольклора.

Даже после присоединения земель нынешней Беларуси к России в конце 18 века, количество русских на территории Беларуси на протяжении первой половины XIX века было крайне незначительно.

В 1861 году их было примерно 10 000 (0,3% населения) - капля в море.

Затем, с началом усиленной русификации, их число резко возрастает, и к 1897 году составляет 235 000 (3,6%), но все равно составляет явное меньшинство.

Но это меньшинство занимало господствующее положение на недавно захваченных землях.

С представителями трудящихся масс России беларусы тогда практически не соприкасались, во времена крепостного право передвижение русских крестьян (и, кстати, не только их) было, мягко говоря, ограничено, и жили они в своих деревнях под бдительным оком собственных помещиков, которые следили, чтобы собственность их никуда не делось.

Так что воспетой российскими и советскими историками пропагандистами великой дружбе народов просто неоткуда было взяться.

Простые народы друг друга просто не видели!

В россиянах беларусы видели только представителей государственной власти и (реже) связанных с ней привилегированных сословий.

А кто в России, традиционно, представляет государственную власть?

Чиновники и силовики (зачастую их трудно различить, что тогда, что сейчас, со времен Петра I в царской России действовал Табель о рангах с симметрией военных и гражданских чинов, где каждому военному званию соответствовал равный ему чин гражданский), а в то время основным инструментом государственной власти Российской империи, главной силовой структурой , была именно армия.

Поэтому не удивительно, что, по мнению польского историка Р. Радика, белорусский крестьянин отождествлял русских с государственной властью, и естественно, прежде всего, с армией.

Других русских ведь он практически не встречал.

Как и везде, в колонию из метрополии ехали, прежде всего, солдаты, чиновники, купцы, да еще русские дворяне, получавшие от царя поместья в Беларуси.

Но больше всего, количественно, было именно военных, и соприкасались белорусские крестьяне чаще всего с ними (чиновники, русские помещики и купцы большую часть времени проводят все же в городах, да и с простым людом общаются достаточно редко).

В колониях армия всегда была концентрированным и наглядным проявлением имперской власти.

Каким же представлял беларус москаля ?

Главное: Москаль несомненно, Другой, даже Чужой, и его отличия в обычаях и ментальности от белорусского крестьянина настолько велики, что последние относят его к враждебной, даже адской, инфернальной сфере миропорядка.

В сказке Небо и ад москаль отказывается от рая, и выбирает ад, ведь в аду есть водка и табак, а в раю все очень святое , что москалю не нравится.

Сравните с известными строками:

Если крикнет рать святая

Брось ты Русь, живи в раю

Я скажу: не надо рая, дайте Родину мою !

Вообще, в мифопоэтическом сознании белорусов образ москаля устойчиво связан с чертом, несмотря на то, что москаль , в отличие от евреев и татар, является христианином.

Исключительный случай: в белорусских заговорах от сглаза и порчи, из всех христианских народов только москаль фигурирует в качестве причины этих несчастий. А чем же конкретно так не нравится москаль белорусу, какие характерные черты ему приписывал народный фольклор?

Москаль не просто хитрец и проныра, он еще и наглый проходимец. Если в сказках хитрый мужик обманывая пана или попа, делает это тишком бочком , то москаль еще и не отказывает себе в удовольствии поиздеваться над обманутым мужиком .

Москаль лжив. Он лжет, как дышит. Даже когда его ложь очевидна и не может никого обмануть, он продолжает лгать. Ложь для него естественна .

Москаль - неуязвимый плут. Плутовство, озорство, позерство москаля всегда сходит ему с рук. Ореол непобедимости витает вокруг москаля , и обеспечивает ему этот ореол его военная служба.

Москаль как Бог. В белорусских сказках встречаются эпизоды, когда в силу комического стечения обстоятельств крестьяне принимают москаля за Бога (либо святого Николая-Угодника).

Москаль , не упускает шанс использовать суеверие и испуг крестьянина. Тоже можно сравнить с прошлыми, да и сегодняшними утверждениями о мессианской сущности России , богоизбранности , святой Руси и т.д.

Москаль - человек, который служит. Служба для крестьян еще один синоним слова москаль .

Москаль выступает как человек, беспрекословно выполняющий указания начальства: А, известно - москаль. Ему как прикажут, так он и родного отца зарежет .

В Сказке про Петра Великого и солдата , на приказ царя выпрыгнуть в окно с третьего этажа, москаль лишь спрашивает: В какое окно прыгать, Ваше Величество?

Не отсюда ли корни известного анекдота, который заканчивается вопросом советского рабочего : А веревку с собой приносить, или профком обеспечит ?

Москаль верен присяге, своим , но вне ее сферы резко меняется и от него можно ждать чего угодно. Кстати сказать, беларусские крестьяне не были так уж рабски покорны властям, как зачастую изображается. Во всяком случае, особого раболепия перед монархией не наблюдалось.

Как сообщал орган Полоцкой епархии, в 1876 году, когда в церкви начиналось хвалебное песнопение о царе и его семье, большинство верующих покидало храм.

Москаль - временный гость. Внезапно нагрянув, переночевав в хате у мужика, прихватив, что плохо лежит, навешав крестьянину макаронных изделий на уши, москаль вскоре исчезает.

В отличие от укорененного, тутэйшего , самодостаточного крестьянина, москаль - человек дороги, странствия, человек из запредельного, незнакомого мира.

Беларусская исследовательница Ю. Чернявская считает эту характеристику москаля ключевой для его образа.

Он как бы без корней, так как не привязан к конкретному этносу.

Доказательством этого, может служить то, что в ряде белорусских сказок есть персонаж, именуемый расеец , и который в отличие от москаля , который в сказках в основном говорит по-беларусски, говорит по- русски (ну, вернее, так, как представляли себе русский язык крестьяне).

Но если идентификации с конкретной нацией у него нет, то все же он не совсем перекати поле .

У него есть свое место .

Уже слово москаль служит указанием на центр империи (пусть даже тогда столицей и был Санкт Петербург, слово москаль все же появляется в московский период российской истории).

Москаль идентифицируется со своей службой , солдатством . По этническому происхождению москаль может быть и русским, и украинцем и своим белорусом.

Его связь с Москвой принадлежность к российской армии.

Если перевести мифологические, сказочные характеристики москаля но современный язык, то образ москаля - это образ империалиста колонизатора.

Москаль - имперец , слуга империи. Как бы не заливались соловьем советские (да и многие нынешние) историки, рассказывая о вековечной совместной истории, братстве и мифической общей древнерусской народности , Беларусь была просто-напросто колонией Российской империи.

Это что касается сказок, которые заведомо, как известно, ложь, да в ней намек и в которых реальность отражается сквозь фантастическую призму.

Реальность в народных песнях, где что видим, то поем .

Там москаль - это местный, крестьянский паренек, которого силой забривают в рекруты.

Рефрен у этих песен один ему ноги сковали и руки связали . Вспомним стихотворение П. Багрима.

Реальность это угнетение, одним из самых тяжелых проявлений которого, была рекрутчина, налог кровью . До присоединения к России беларусы рекрутских наборов не знали.

Кстати, те, кто отслужил 25-летнюю срочную службу и вернулся живым в родные места, становились опорой колониальной власти, это уже были верные сыны империи , воспитанные самим процессом службы соответствующим образом.

Империя для белоруса являлась кандалами.

Конечно, в небольшой статье невозможно рассмотреть все оттенки образа москаля в беларусском фольклоре. И все значения слова москаль .

Например, в беларусско-русском словаре Носовича от 1870 года дается так же значения слов москаль как русский мастер (плотник), и как представитель русского этноса.

Так же москалями называли издавна, еще до присоединения к России, селившихся в Беларуси, спасаясь от преследований, старообрядцев. Они жили достаточно обособленно, и их образ в белорусском фольклоре то же не самый лучший.

Москаль как собственно русский и сливающийся с ним образ русского мастера, это уже представления близкие к новейшему времени, когда слово москаль стало обозначать то, что обозначает сейчас.

Впрочем, в информационную эпоху, когда все так стремительно изменяется, и в первую очередь в символическом пространстве, слово москаль , похоже, уходит на периферию.

Сейчас быстро завоевывает ту нишу, которую занимал москаль , новое определение - ватник (или сокращенно вата ).

Это тоже презрительное наименование имперски настроенного русского , или, скорее, советского , что роднит его с изначальным значением слова москаль , пускай ватник и не всегда является госслужащим , и образ его более простонародный .

Любопытную связь времен можно обнаружить в стихотворении аж 1913 года, классика белорусской литературы Я. Купалы Кожух и вата .

Здесь вата, как известно, материал на основе хлопка, спорит с местным простым кожухом - народной одеждой.

Тогда вата была довольно дорогим материалом, и использовалась при изготовлении, соответственно, недешевой одежды, например: для набивки модных пальто.

Вата обосновывает свое превосходство перед кожухом тем, что: Я чужие земли знаю, ты село и хату .

Ответ кожуха: Я житель местный, ну а ты приблуда!

С тех пор вата стала самым, что ни на есть демократичным материалом, одеждой лагеря и армии, но суть не поменялась.

Вата надменный колонизатор, империалист, обитатель большого пространства русского мира , презирающая и ненавидящая всех тех, кто хочет жить отдельно от нее.

Какие бы ни были различия и нюансы, главное сохранено и москаль XIX века передает эстафету вате века XXI.