Но причин на самом деле было множество, в т.ч. такие важные, как демография и НТП. В частности, такого мнения придерживается и экономический историк, д.э.н., член-корреспондент РАН Виктор Мельянцев. В его книге «Развитые и развивающиеся страны в эпоху перемен», МГУ, 2009, увидел данные:
«Если в 1950 г. в США соотношение работающих и пенсионеров составляло 16:1, то к середине 2000-х годов оно сократилось в пять раз до 3: 1 и, по прогнозам, уменьшится до 2: 1 в 20З0-е годы (в Италии рассматриваемый показатель, возможно, достигнет в 2030-е годы угрожающей величины -0.7:1)».
Научно-технический прогресс (НТП) увеличил продолжительность жизни и снизил рождаемость. Раньше подавляющее число стариков просто не доживало до пенсии (а кто доживал – тех кормили многочисленные дети), а с резким ростом их числа пришлось вводить пенсионные системы. Раньше государству было плевать на женщин – они без всякого социала рожали по 5-8 детей (из которых половина умирала), а с ростом эмансипации даже 1 ребёнок на женщину уже стал ценностью для общества, и тут тоже пришлось вводить социал. НТП требовал образованных людей, и надо было вводить качественные образовательные системы.
И ещё прогноз Мельянцева из 2009 года был: в развитых, а за ними и в среднеразвитых странах из-за той самой демографии будет огромный запрос на социал-консерватизм – левая экономика и правая политика. Для старых обществ (где в старости ещё и преобладают женщины) будут две главные ценности – социал и безопасность (в т.ч. от молодых агрессивных мигрантов).