Вообще конечно сама идея героического «Стояния на Угре» крайне сильно отличается от типичных московских мифов. Нет в нем патетики и пафоса, которые обычно используют кремлевские баснописцы, стремясь придать налет эпического героизма весьма противоречивым событиям истории государства Московского.
Предпосылки, причины
Что мы сегодня помним о «Стоянии на Угре»?
Что доблестный московский самозванец Иван III, отказался выплачивать дань Орде. Ордынский царь обиделся. Пришел к Угре. Постоял. Развернулся и ушел восвояси.
На этом все! Никаких больше интересных, замечательных значимых фактов!
Почему московский самозванец перестал платить дань Орде? Откуда такая уверенность в своих силах? И что интереснее, когда Ивана III посетила сия благая мысль - перестать платить дань своему господину?
Есть две версии, что данное событие случилось в 1476 году и в 1472.
Версия с 1476 годом подтверждается тем, что после 1476 года Москва перестала получать от царя Орды ярлыки на правление.
Версия связанная с 1472 годом подтверждается многократно. Согласно записей Вологодско-Пермской летописи, в 1480 году, царь Ахмат, в ходе переговоров, упрекал Ивана III в неуплате дани девятый год. И делает один весьма интересный факт крайне примечательным: На тот момент в Орде не было, так сказать, единого правительства, а извечная междоусобная брань не давала ей снова стать той силой, которая сотрясала весь мир. Поэтому Москва, в поисках более сильного или перспективного союзника, в 1472 году заключила соглашение о взаимной дружбе с прямым конкурентом Сарая - крымским царем Менгли-Гиреем, нарушив тем самым договор с Ахматом. И в уже в 1474 году между Менгли-Гиреем и Иваном III был заключён союзный договор, по которому Москва стала платить дань не Сарайскому царю Ахмату, а Крымскому наследнику Чингисхана!
Москва просто «сменила крышу», что очень соответствовало типичному ее поведению на дипломатической арене. Москва всегда давала клятву верности любому более сильному противнику и всегда нарушала ее, при первой же удачной возможности.
Есть еще одна причина, почему надо обратить внимание именно на 1472 год: 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с якобы наследницей Византийского престола (а на самом деле нищей бесприданницей) Зоей Палеолог в кремлёвском Успенском соборе.
После данного бракосочетания, духовник Ивана III, архиепископ Вассиан освобождает его от клятвы верности Ордынскому царю, и соответсвенно от дани тоже!
Согласно линии проводимой тогда московской церковью, после бракосочетания с «Константинопольской невестой»:
- Москва становится наследницей Византийской империи
- Иван III становится единственным наследником византийских императоров
- Иван III получает полное право использовать регалии Палеологов по праву наследника
Предприимчивые попы даже придумали для самодура самозванца Ивана III специальный титул:
«Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и югорский, и пермский, и болгарский, и иных».
Заметьте: его ни разу не назвали царем! Потому что какими бы не были московиты сепаратистами, но они знали, что царём имеет право называться только правитель Орды!
Вассалы же ордынского царя - московские князья не имели никакого права носить этот титул!
Вспомните, после того как следующий самозванец - Иоанн Грозный надел на себя Шапку Богдыхана, и назвал себя «Русской страны царем», прямой наследник Чингисхана -
крымский царь Девлет Герей тут же потребовал от Грозного отказаться от титула, а когда тот отказался попросту пришел и сжег Москву в 1571 году. Девлет Герей писал тогда Грозному:
«Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатство применяю к праху, надеясь на величество божие. Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы; но ты не пришел и против нас не стал, а ещё хвалишься, что-де я московский государь! Были бы в тебе стыд и дородство, так ты б пришел против нас и стоял».
Грозный попросту сбежал, побоявшись за свою голову, которую бы сняли вместе с дорогой узбекской шапкой.
Небольшая ремарка: После бракосочетания Ивана III с Зоей Палеолог, в 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Московский самодур отказался, заявив, что ему божьему помазаннику титулы простолюдинов без надобности:
«Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим»!
Есть еще вопросы? Понятно теперь, откуда столь буйным цветом поросла шизофрения да мания величия на московском престоле?
Ход «сражения»
Чем мне нравятся московские лубки, так это тем, что я никогда не могу угадать на картинке сразу: Где наши?
Чем отличаются на картинке воины? Флаги? Экипировка? Одежда?
Ничем! Сарайская армия царя Орды ничем не отличается от армии Москвы. Вот только шапочка царя Ахмата выдает его. А так, ну реально две одинаковые команды. И это так и есть на самом деле…
Но вернемся к нашему сражению. Вы знаете, почему вы не найдете в сети информации по нему? Ну или найдете пару фраз вроде:
…«В июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами»…
…«Иван III начал стягивать войска к берегам Оки»…
…«В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году»…
…«Войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского и Руського через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску»…
…«Царь Ахмат ожидал помощи от короля Казимира IV, но так её и не дождался, ибо союзник Москвы, крымский царь отвлек Казимира напав на Подолию»…
….«Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на территорию Московии через реку Угру»…
…«Царь Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московию, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению»…
…«8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого»…
«Зная, что царь Ахмат, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но боеспособный отряд, который должен был совершить опустошительную диверсию во владениях хана Ахмата».
…«Царь Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд в первых числах ноября начал отводить свои войска»…
…«Согласно московской мифологии Кремль приписывал эту свою грандиозную победу над Ордой, чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла Московскую землю от разорения. Поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы»….
То есть, московский миф утверждает, что Иван III победил Большую Орду благодаря выбранной им мудрой тактике «Стояния», а вовсе не благодаря традиционной московско-византийской подлости и коварству!
Правда не верится? Вот и мне не поверилось, и, как оказалось был прав.
В одной из самых забытых исторических книг государства Московского, а именно в «Скифской истории» Андрея Лызлова о «Стоянии на Угре» рассказывается совершенно другая, отвратительная и ужасная история клятвоотступничества и предательства Орды Москвою.
Что было на самом деле?
События предшествующие героическому стоянию в действительности стали развиваться чуть ранее 1472 года, так как в 1472 собрал войско царь Ахмат уже сжег град Алексин за отказ Москвы платить дань.
Лызлов не уточняет год, но сообщает, что незадолго до 1472 года, царь Золотой Орды Ахмат послов своих на Москву, «по обычаю царей ордынских с басмою», потребовав уплаты дани. Иван на басму наплевал и растоптал ее, а послов повелел утопить, оставив, опять же одного, чтобы тот смог передать Ахмату его ответ.
Ахмат после этого не раз звал князя московского в Орду, но князь послов ругательно опускал и прогонял, ибо два его святителя: Иона митрополит московский и Иона архиепископ новгородский, пророчествовали ему, что не могут быть московские самодержцы быть под ордынскими царями в подчинении.
Терпение Ахмата лопнуло, и собрав в 1480 году всех своих царевичей, уланов, князей и мурз своих, пошел на Москву. Так как царь Ахмат никого не боялся, в Орде остались только те, кто оружием не владел.
И пошел он, необходимо отметь не сам!
Стрийковской пишет, что приход царя к Угре был согласован с королем польским Казимиром, в 1477 году, за три года до описываемых московскими историками событий.
Король Казимир прибыл в Литву и послал своего дворянина к заволжскому царю Ахмату, прося того, чтобы тот помог ему в войне с князем московским.
Царь Орды откликнулся на его просьбу и собрав все свое войско вышел к реке Угре.
Но, когда Ахмат подошел к Угре, Казимир уже передумал воевать с Москвой и подписал с ними перемирие на несколько лет.
Московиты ждали его на Угре, и всячески потешались над ним, так как царь Ахмат реку форсировать не мог, так как не знал здешних бордов и переходов.
Пока царь Ахмат искал броду, московский князь послал в Большую Орду тайно войска свои во главе с присягнувшим ему царем Уродовлетом, городецким и воеводу князя Гвоздева Звенигородскаго. Они на ладьях по Волге приплыли в Орду, и не встретив никакого сопротивления начали вырезать ордынских стариков, женщин и детей, а города их жечь. И могли они всех ордынцев уничтожить, но остановил городецкаго мурза по имени Обляз Сильный, который заявил царю: «О царь! Нет смысла великое царство это до конца опустошать и разорять, потому как и ты сам отсюда родом, как и мы все, и это отечество наше. И только поэтому давай уйдем отсюда. Не гневи Бога».
И тогда православное воинство возвратилось из Орды и пришло к Москве с великой победой, приведя немало пленных и добычу немалую.
Царю Ахмату об этом тут же доложили и он тот час от Угры отступил и направился в Орду.
Но пока он возвращался в Сарай, налетели на нее ногайские тартары и то, что московиты на успели уничтожить - дожгли. После чего они переплыли Волгу и вышли навстречу царю Ахмату и внезапно напали на него прямо в поле. Царь был не готов к нападению. Потому ногайцы и смогли его одолеть.
Царя Ахмата убил его шурин - мурза Ямтемир.
В Степенной книге о московском походе на Орду за спиной царя Ахмата стоявшего на Угре нет ни слова. За то есть рассказ, про то, как на второй год стояния на Угре напал на царя ногайский царь Иван, убил Ахмата и захватил Орду. С того дня пришла Орда в полное запустение.
Так что же получается?
По словам Лызлова, благородные потомки святого предателя Александра Невского с присущей им подлостью, выманили царя Ахмета из Орды и пока под видом переговоров удерживали его на Угре вырезали оставшихся в Большом Сарае женщин и детей!
Ордынский царь, в попытке спасти хоть что-нибудь кинулся назад, но попал в засаду и был убит своими же сородичами.
Получается, что падение Большого Сарая - случилось в следствии заговора самих ордынцев, руководимых не сколько алчностью и гордыней, сколько Москвою.
Москва не только смогла посеять семена вражды в Орде, но и не стала своими руками умерщвлять своего царя, а перепоручила это неприятное мероприятие самим ордынцам, ибо страшно боялась они проклятия, которое всегда постигало тех, кто убивал особ царской крови.
Падение Сарая привело к тому, что Москва в последствии последовательно поработила всех участников заговора, а сам Царьград стерла с лица Земли.
Ну а нелицеприятные факты из мифологии Москвы подвытерли, подзабыли, подзатеряли.
P.S. Обратите внимание, что память о грандиозной победе Москвы над Сараем осталась закреплена в гербе Калужской области, где собственно и протекает река Угра.
На гербе мы видим собственно реку Угру и царскую корону, отображающую царя Ахмата, которого московиты на этой самой реке и остановили. Жаль только, что не указали они на гербе свой тайный рейд в тыл царя Ахмата, и не расписали свой подвиг, ни словом не обмолвились какие они лихие вояки, когда воевать приходится против женщин и детей!
Использованная литература: источник