Можно ли из добровольцев сформировать боеспособные части?

15 октября 2023, 17:53
Опыт Красной Армии во время Гражданской войны показал – нет, это сделать невозможно. О таком опыте рассказывают «Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского», №27, 2012 в основном на примере Пензенской губернии и соседних губерний.

«Добровольцев в распоряжении местных органов власти (в начале 1918 года) практически не было, на призывы о защите революции никто не реагировал и в армию никто не записывался.

Аналогичное отношение к добровольцам отмечалось и в последующее время. В январе 1919 г. Пензенская губерния должна была сформировать на добровольческой основе Стрелковую бригаду бедноты. От каждой волости требовалось по 4 добровольца 1893-1894 г. рождения. Вместе с тем в эту бригаду могли записываться и мужчины другого возраста. Но во всей Пензенской губернии не нашлось ни одного желающего.

Не принесло результата и обращение местных органов военного управления в январе 1919 г. к солдатам, пришедшим из германского плена, записываться добровольцами для полевых строительств на 6 месяцев. Уже в феврале 1919 г. ПриВО отменил этот приказ из-за отсутствия желающих.

К 20 мая 1918 г. по всей России готовых к отправке на фронт было всего 16 тысяч человек.

Но под видом добровольцев в армию вступило значительное количество деклассированного элемента, чуждого каких-либо высоких идейных побуждений и политической сознательности, смотревшего на войну как на источник личной наживы. Из Саранского УВК писали в Больше-Въясский волостной военкомат: «Замечено, что в ряды добровольцев вследствии вашей халатности и характеристикам волостных Советов и комбедов стали попадать нежелательные элементы - лодыри, хулиганы и мелкие воришки - карманники».

Аналогичное состояние наблюдалось и в других губерниях. В Козлове Тамбовской губернии командование гарнизона беспокоило, что «большое количество преступного элемента в подразделениях отрицательно сказывались на боеготовности части». В Самаре, где в мае 1918 г. избирали по 6 представителей от частей в Чрезвычайный военно-революционный штаб, один из членов военного руководства сказал: «От такой сволочи немыслимо брать представителей».

Большое количество преступного элемента в рядах воинских частей Пензенского гарнизона и невозможность справиться с ними своими силами заставляло руководство губернского военкомата обращаться за помощью в карательные органы. Поэтому летом 1918 г. губернская ЧК провела чистку ряда воинских подразделений от проникших туда под видом добровольцев уголовных элементов, которые, прикрываясь званием красноармейца, занимались бандитизмом и грабежом населения.

Оценивая состояние вооруженных сил страны, руководство только в июне 1918 г. издало приказ, чтобы добровольцев с судимостью в армию не брать.

Кроме низкой записи добровольцев и халатного отношения к своим служебным обязанностям, все воинские подразделения лихорадило от большой текучести кадров. Например, только в марте-апреле 1918 г. в воинские подразделения Пензенского гарнизона было принято 763 человека, а досрочно уволено 378, то есть 50%. Кроме увольнения со службы, все добровольческие подразделения редели из-за самовольных отлучек. По данной причине прерывался договор (естественно заочно) с 25% уволенных. Остальные увольнялись по причине нежелания служить. К тому же добровольцы не хотели уезжать из своих уездов. Так, в июле 1918 г. в Инсаре для обучения в Пензе было отобрано 47 солдат, но за отказ уезжать из родного города было уволено 27 человек. Аналогичные явления были и в других губерниях. Например, для укомплектования частей Саратовского гарнизона из Сердобска было направлено 42 человека, из которых 15 человек сразу же подали рапорта об увольнении.

В летние месяцы 1918 г. поток дезертиров из пензенских частей резко увеличился по причине отправки войск на внутренние фронты. Только в течение августа перед отправлением подразделений 1-го Пензенского советского полка на фронт около 300 солдат самовольно ушли из расположения части. Иногда уходили целыми ротами. Не обошло стороной это явление и другие гарнизоны. В начале сентября убывал на фронт 4-й Сердобский полк. Но перед самой отправкой его покинули 20% солдат.

Часто добровольцы военную форму отправляли домой, а на службе ходили в гражданской одежде. В связи с этим в августе 1918 г. губвоенкомат запретил гражданам Пензы покупать обмундирование и вооружение у солдат.

Первые столкновения с хорошо вооруженными частями чехословаков окончательно показали полную несостоятельность добровольческих отрядов, боевая эффективность которых была ничтожна. Многие добровольцы разбежались. Командиры сводного отряда от Ртищева и Сердобска Сатуев и Соломин при комиссаре Шапошникове поссорились между собой, сняли свой отряд с позиций в селе Кривозерье и отвели на станцию Ардым, что привело к захвату Пензы чехословаками с юга. Пензенский уездный Совет после чехословацких событий констатировал, что «нужна армия, которая была бы опорой власти, а на такую армию, которая существует, надеяться нельзя. Она вызывает лишь большую трату народных денег».

Советская власть быстро пришла к выводу, что Красную Армию нужно строить только на призыве (в т.ч. с помощью карательных и репрессивных мер) и дисциплине. Тогда же (с осени 1918 года) Троцкий начал кампанию по привлечению бывших царских офицеров в командиры РККА, при которых и была к 1919 году сформирована боеспособная армия.