О дивной (и почти забытой) войне Великобритании и США… и на чьей стороне оказался Гитлер?

16 марта, 13:56
Наша история полна парадоксов и неожиданных переплетений. Одна из таких малоизвестных страниц — ”Война в Гран-Чако” (1932–1935) между Парагваем и Боливией.

На первый взгляд это была самая обычная региональная стычка двух южноамериканских государств. Но если копнуть глубже, то реальность оказывается куда более прозаичной и рациональной и на поверхность всплывает противостояние двух мощных транснациональных игроков — представителей британских и американских нефтяных интересов, на защиту которых и встали США и Великобритания. 

Но самым интересным, на мой взгляд окажется не интересы корпораций, которые и защищали глобальные империи, а руками кого они пытались это сделать. Вот тут в кадре неожиданно появятся переигравшее результате Первой мировой войны немецкие и русские офицеры. Сталин, Рузвельт, Гитлер и целая серия событий, которые, вероятно повлияли на глобальную политику куда больше, чем кажется на первый взгляд.

Предыстория

В июле 1932 года в Южной Америке вспыхнула Чакская война. Боливия и Парагвай начали ожесточенные боевые действия за пустынный регион Гран-Чако, где по мнению экспертов были обнаружены крупные месторождения нефти.

30 января 1933 года Адольф Гитлер становится рейхсканцлером Германии.

4 марта 1933 года Франклин Делано Рузвельт вступает в должность президента США, начиная знаменитый “Новый курс”.

На фоне Великой депрессии и обострившейся борьбы за природные ресурсы война в Южной Америке быстро перестала быть сугубо “местной”. Ибо, как оказалось, за кулисами конфликта столкнулись интересы двух нефтяных гигантов:

  1. Royal Dutch Shell (Британия + Нидерланды) — которая поддерживала Парагвай.

  2. Standard Oil (США) — которая финансировала Боливию, где у неё были нефтяные концессии и перерабатывающие мощности.

Британский след: Парагвай

Британцы делали ставку на Парагвай. Но прямо в конфликте не участвовали. Поставки оружия и боеприпасов для парагвайской армии проводились руками наемников - русских офицеров, осевших после Гражданской войны в разных странах. Официальных документов, прямо подтверждающих участие Британии, сохранилось мало, но косвенные факты и усилия Royal Dutch Shell прямо указывают на явную заинтересованность Лондона в успехе Парагвая.

Американский след: Боливия

США, точнее корпорация Standard Oil, которые имели прямой интерес в боливийских месторождениях, также прямо в конфликте не участвовали. Боливийская армия получала финансовую поддержку, а командовать отдельными частями пригласили иностранных специалистов из Германии. Немецких военных, которые так же как и русские, оказались не у дел. И вот тут появляются любопытные имена:

Боливийские войска тренировал… Эрнст Рем. Тот самый, которого Гитлер позже ликвидирует в “Ночи длинных ножей” 30 июня — 2 июля 1934 года. Рем служил военным советником в Боливии в 1928–1930 годах, где помогал модернизировать боливийскую армию.

Ганс Кундт, немецкий офицер времён Первой мировой войны, принял на себя роль главнокомандующего Боливией в критический для страны период в 1932–1933 годах.

Вмешательство Гитлера: почему Германия ушла?

На момент начала конфликта Германия принимала активное участие в конфликте Немецкие офицеры воевали в Южной Америке как не только как наемники, но и как инструкторы и командиры. Но в 1933–1934 годах, Гитлер принял решение “отозвать” немецких наемников из Боливии.

Большинство исследователей считает, что причиной такого решения стало желание Гитлера восстановить вермахт. Якобы Берлину резко потребовались ценные специалисты на родине, чтобы быстрее восстановить армию после ограничений Версальского договора.

По факту же причина лежала в потере к войне интереса США. В 1934 году американская поддержка Боливии ослабела, потому как дальнейшее ее финансирование, по мнению инвесторов, оказалось нецелесообразным. Война затянулась, успехов она так и не принесла, да и внутренняя политика США требовала сосредоточиться на “Новом курсе” Рузвельта.

В итоге Боливия без немецких наемников начала проигрывать сражение за сражением, а ее армия терпеть более тяжелые поражения. 

Окончательно война завершилась 12 июня 1935 года перемирием, а в 1938 году был подписан мирный договор, в результате которого Боливия потеряла бо́льшую часть спорного региона.

“Неловкая” история: дипломатический поворот США к СССР

Война это тоже вопрос денег и целесообразности. Это нам продают историю про историческую справедливость и национальный интерес. По факту все куда прозаичнее.

Когда стало ясно, что цена войны превышает первоначально заложенную сумму, тема участия США в не сулящей прибыли латиноамериканской войне померкла. Вдобавок в Вашингтоне пришли к выводу, что не такие уж прибыльные могут стать боливийское месторождения нефти.

Правда это или нет, но всего через несколько месяцев после прихода Рузвельта к власти США установили полноценные дипломатические отношения с Советским Союзом. Произошло это 16 ноября 1933 года. Подписав соглашение со Сталиным США и без латиноамериканских запасов могли конкурировать на мировом рынке с британскими компаниями. Этот дипломатический “шаг навстречу СССР” фактически уничтожил монополию британцев на нефтяных рынках. Великобритания получила нового оппонента способного бросить весь потенциал экономики колоний Москвы в ноги США.

Почему Сталина и Гитлера не считали опасным?

В ретроспективе возникает резонный вопрос: почему мировые гегемоны в Лондоне и Вашингтоне не видели в авторитарных диктатурах Сталина и Гитлера серьезной угрозы? 

Во многом из-за переоценки возможностей влияния на процессы управления аналогичными территориалистическими структурами посредством капитала. Так или иначе, там понимали, что без денег никакая государственная машина работать не будет. А денег ни у Германии, ни у России не было.

Предположение верное, но при этом “капиталистические акулы” недооценки токсичности социалистических идей.

Россия и Германия (“Третий Рим” и “Третий Рейх”) в 1933 году управлялись социалистическими идеологическими партиями, которые в своих концептах открыто противопоставляли себя: Лондону и Вашингтону. Это при том, что они всегда оставались заложниками их денег. Без доступа к рынкам Лондона, на которых можно было продать свою продукцию или сырье, Германия и Россия были несостоятельны. Поэтому в реальности они всегда были и оставались стать слугами интересов больших денег.

Надо отметить, что к Гитлеру в США изначально относились весьма благосклонно и ничего токсичного или угрожающего в его риторике, идеях и действиях не находили. Германия на тот момент не представляла угрозы Западному миру. У нее не было ни флота, ни армии, ни серьёзных колониальных амбиций за пределами Европы. Напротив, многие влиятельные политики полагали, что ее военное оживление взбодрит восточных соседей, а не будет направленно в сторону морских держав. И уж никто никак не мог предположить, что Германия и СССР смогут развязать мировую войну.

Когда Гитлер (если опустить факт того, что США свернули финансирование войны), отозвав наемников, это действительно “сыграло на руку” Британии. Но по факту, освободившись от груза войны, США смогли быстро выйти из авантюры, в которую ее втянули отдельные круги республиканцев и нефтяных лоббистов. И войдя в коллаборацию со Сталиным, сосредоточится на индустриализации колоний Москвы, сулящей Америке немалые доходы. В 1935 году, когда стало ясно, что Боливия как нефтерынок провалилась, Standard Oil и Texaco начали проявлять интерес к советским ресурсам.

Таким образом, благодаря Гитлеру Великобритания “выиграла” в Чако. Парагвай закрепился, Shell сохранила позиции, и Лондону не пришлось напрямую вмешиваться. Но и США не пострадали. Успешные проекты США в СССР сулили куда больше выгоды.

На момент Парагвайско-Боливийской войны никто из участников и не предполагал (или не хотел замечать), что всего несколько лет спустя Третий рейх бросит вызов уже самому Лондону и начнёт стремительно расширять свои владения в Европе.

Итого

Война в Гран-Чако (1932–1935) часто остается в тени более громких событий прошлого века. Но, если расставить по местам экономические и политические интересы США, Великобритании, России и Германии, становится ясно, что эта “маленькая” кампания была звеном в большой цепочке глобальных сделок и интриг.

Поражение Standard Oil в Боливии совпало с ростом нефтяной торговли США и СССР, но это не было запланированной стратегией. Скорее, это стало реакцией на провал американских нефтяных интересов в Латинской Америке.

  • Британия, руками русских наемников, и политике Гитлера, фактически вышла победителем из войны, закрепив своё влияние в Парагвае.

  • США сосредоточились на освоении новых рынков — СССР.

  • Россия, получила технологического инвестора и необходимого для добычи полезных ископаемых в колониях. Благодаря американской индустриализации Сталин модернизировал армию и начал готовить армию к захвату Европы.

  • Германия, забрав своих военных, переключила все силы на создание нового вермахта, благодаря чему Гитлер в дальнейшем смог успешно захватить Европу. И остановился лишь тогда, когда понял, что своими действиями он просто расчищает Москве путь к мировому господству.

Так, одна нефтяная война в забытом регионе Латинской Америки отразилась на глобальном раскладе сил, и локальный конфликт во многом стал прологом к глобальной мировой войне.

Но самое смешное, о чем вообще никто не хочет вспоминать, что никакой нефти в Чако так и не нашли, несмотря на то что именно слухи о её наличии стали одной из главных причин войны между Боливией и Парагваем! 

Оказалось, что война, унесшая жизни 90 000 человек, велась за бесплодные земли, в недрах которой никакой нефти не было!