О реальной пользе суровых римских наказаний

31 января, 09:00
Есть такой устойчивый миф о Древнем Риме – будто бы римские солдаты были настолько суровыми гигачадами, не бежавшими с поля боя, не переходившими на сторону противника даже во время поражений и что вся эта дисциплина обеспечивалась величайшей в мире жестокостью.

Ну и к жестокости-то вопросов в целом нет – римский военный закон был довольно жесток благодаря тому, что…Особо на войне законов не было. Как только войско выходило из Вечного города, за первым милевым столбом действие гражданского законодательства прекращалось, солдаты переходили в полную власть своих военачальников, которые могли их наказывать и казнить, как им в голову взбредёт. Идеи приходили разные: солдатам рубили головы, руки, вырезали коленные чашечки…Вот только все это мало чем отличалось от традиций других армий античности. 

По-настоящему самобытный римский бренд – это знаменитая децимация, когда в нарушившем приказ подразделении по жребию убивали каждого десятого солдата.

Впервые она упоминается ещё в 471 году до нашей эры, когда ещё совсем молодой Рим не очень удачно воевал с вольсками. После своего поражения, когда легионы просто разбежались, консул Аппий Клавдий Сабин Регилленсис наказал виновных за дезертирство: центурионы, знаменосцы и солдаты, бросившие оружие, были подвергнуты бичеванию и обезглавлены, а из оставшихся каждый десятый был выбран по жребию и забит насмерть своими девятью более везучими товарищами. 

Они, однако, наказания тоже не избежали: их вместо пшеницы стали выдавать ячмень, а также запретили спать в черте лагеря. Это, кстати, то, о чём все забывают, когда говорят о децимации: хоть убивали лишь каждого десятого, наказывались всё равно все. А командиров при децимации забивали насмерть сразу, без всякого жребия. 

И что ещё интересно, загреметь под децимацию можно было не только за трусость, но и за переизбыток храбрости: если подразделение вступило в бой без приказа, его тоже могла ждать децимация. Римляне постоянно рассказывали историю про героического сына военачальника, который вступил в бой без приказа отца и был им за это децимирован. Примерно в трети всех упоминаний о децимации присутствует этот сюжет, который римлянам, видно, очень нравился: вот какая у нас суровая дисциплина, караем даже за смелость, караем даже собственных сыновей… Насколько все эти истории соответствовали реальности теперь уже не разберёшься.

 

Но как часто римляне применяли децимацию? За тысячелетнюю историю Рима упоминается примерно о всего лишь десятке подобных случаев. Причём каждое из них становилось событием, так что это, пожалуй, все случаи применения и есть. 

И неудивительно, когда бьешь своих, чтобы чужие боялись, главное не переусердствовать. Полководец, который объявлял децимацию, сразу рисковал вызвать бунт в своём войске. Поэтому они старались децимации избегать или сильно её смягчали, казнили каждого двадцатого или сотого. А потом и вовсе стали наказывать позором: заставляли днями стоять на плацу в гражданском и не подпоясанным, например. 

Да и, в конце концов, это довольно тупо - истреблять просто так 10% боевого подразделения. Этих 50-100 воинов, если децимировали когорту, или 600, потому что несколько раз децимировали целый легион, 6000 человек, потом в бою могло очень сильно не хватить.

Зато как сюжет децимация работала великолепно – устрашает врагов, внушает уважение своей суровостью, держит командиров и солдат в бодром настроении – но только пока ее не применяют. Сила слова! 10 применений за тысячу лет, а фанаты крепкой руки, фетишизирующие Рим как идеальную империю всех времен и народов (лол), до сих пор восхищаются таким удивительно малоприменимым инструментом. Точнее применимым – но в основном в качестве медиапроекта.