О Риме. Фемида, Юстиция и милосердие

15 июня 2018, 00:01
Так уж получается, что общепринятая картина истории состоит из дремучих заблуждений, нагромождённых на фундамент наглого обмана. В немалой степени это касается истории Древнего Рима, которая по многим причинам подаётся читателю в сильно приукрашенном виде.

Принято считать, что Древний Рим был настоящим двигателем прогресса для человечества, светочем цивилизации, средоточием мудрости, права и справедливости, островом милосердия, окружённым ордами диких варваров, жаждавших поглотить его. На самом деле, все изложенные утверждения – это откровенный фейк. Да, уважаемый читатель, всё что известно о Риме начиная от милосердия и просвещенности и заканчивая выдающимся военным мастерством римских полководцев и соблюдением законов – самая настоящая ложь.

Кстати, если уж мы завели речь о милосердии… Наиболее красноречиво о хваленом римском милосердии расскажет переработка, которой подвергся образ богини Фемиды, которая была аннексирована Римом, как и всё прочее наследие Древней Греции. Прежде всего её обозвали Юстицией. Фемида – греческое имя, а в Риме всё должно было быть только на единственно правильном, богоизбранном и самом духовном римском языке. И не желая слышать этот противный варварский греческий язык в повседневном обиходе, римляне быстро придумали богине новое, правильное имя. Я надеюсь, для читателя не является открытием, что всех, кто не говорил на единственно правильном в мире языке, то есть на римском, римляне издевательски называли варварами? В Древнем Риме считалось, что любой человек, в том числе иностранец, неговорящий на римском языке – дикое и тупое животное, грязный и недоразвитый дикарь. Как это он посмел – не знать прекрасного и духовного римского языка?! И разве могут быть какие-то иные языки, кроме римского? Так, какие-то нечленораздельные звуки, «вар-вар».

Да, вот такое вот маленькое открытие для читателя: римляне были самыми настоящими фашистами. Причём, практика общественного шовинизма касалась не только иностранцев, но и в полной мере самих жителей Римской империи. Дело в том, что истинными римлянами в империи были только граждане собственно Рима, жители строго определённых земель, высокие государственные чиновники и легионеры, как действующие, так и отслужившие положенный срок в армии. Житель империи, не отвечавший строгим критериям, иначе говоря – неримлянин – это провинциал, житель присоединённых к великой империи территорий-провинций. Провинциал – это всегда что-то отсталое, ущербное и недоразвитое, что-то второго сорта, всегда ущемлённое в правах. Грустно это – быть в империи провинциалом. Особенно, учитывая тот факт, что провинциалы не обладали избирательными правами. Да, такая вот была иерархия в Древнем Риме, что самый бомжеватый, никчемный житель столицы, продававший свой голос за корку хлеба, обладал большими правами, чем, к примеру, мог бы иметь в империи Архимед, если бы довелось ему выжить при штурме Сиракуз.

Разве описанное мной не напоминает что-то такое смутно знакомое? Разве не такие же порядки существовали в Российской империи? И в ещё более гротескной форме – в СССР? Самое смешное, что в постсоветских странах этот имперский шовинизм в некоторой степени сохранился, но особенно – в России. Это необоснованное превознесение жителей столицы и презрительное отношение к жителям остальной России, к провинциалам, как их называют москвичи. Мы ведь хорошо помним из советских времён (да не вернутся они никогда) эти замечательные выражения «лимита» и «панаехалитут». Впрочем, оно и не удивительно, если немного представлять себе действительную историю Московского ханства. Но об этом в другой раз, а сегодня мы о Фемиде.

Переименование, это далеко не единственное, что довелось пережить богине. Концепция богини правосудия в Древней Греции заключалась в том, что она оценивала поступки людей в их жизни, для чего имела весы, и воздавала людям по делам их, для чего держала в руках Рог Изобилия. Или не воздавала. Римлян такая концепция не устраивала. Рог Изобилия был заменён на карающий меч правосудия. Богиня Фемида, а точнее, Юстиция, больше никого ничем не одаривала. Теперь она только карала, рубила повинные головы, ничего не даруя праведникам. А чтобы богиню правосудия ничего более не смущало, римляне ослепили её, напялив на глаза повязку. Якобы, для беспристрастности, однако мы понимаем, что слепота справедливости не способствует. Это многое говорит о милосердии, гуманности и справедливости в Римской империи.

Дело в том, что Рим изначально стоял на совершенно иных основаниях, чем те же греческие полисы. Древние греки имели понимание долга и ответственности перед обществом и уклонение от своего долга наказывалось не только законом, но, в первую очередь, морально. В Риме фундаментом существования общества было насильное принуждение и наказание за ослушание. Изначально жестокое карающее государство, поставившее власть выше всякого человека, Рим ничего не давал своему гражданину, как бы праведно тот ни жил, если только тому не подфартило занять хоть какую завалящуюся государственную должность. Вот тогда везунчик сам становился частичкой карательного аппарата, получая щедрые дивиденды от своего чиновничества. Простому же человеку Рим не давал ничего. Зато исправно брал. Ценз и налоги – вот в чём римляне действительно преуспели. Для жителя империи настоящей наградой в жизни было ненаказание, но вот в том-то и вопрос, что ненаказание в Риме скорее являлось исключением, нежели правилом. Чтобы попасть в руки ликтора достаточно было хоть чем-то выделяться из общей массы, отличаться от окружающих индивидов того же сословия, причём, неважно в какую сторону. И если Рим обращал внимание на своего жителя, то песенка «везунчика» была спета, причём, даже влиятельные друзья могли помочь далеко не всегда. Примером тому может служить жизнь Квинта Фабия, или Марка Манлия, Аппия Силана, Юлии Германики, Гнея Помпея, или Луция Силана, Сальвидиена Орфита, или Кассия Лонгина. В чём действительно были виновны эти люди? В том, что попали под руку, ибо выделялись.

Но о законности и правопорядке в Риме будет отдельный разговор, мы же о милосердии и гуманности. В Древней Греции суды довольно редко выносили смертные приговоры по тем, или иным вопросам. В Древнем Риме наоборот старались наказать смертью как можно чаще, разнообразнее и жёстче. Казни были расписаны по сословиям, проступкам и сопутствующим обстоятельствам, и являлись не столько возмездием преступнику, сколько носили характер устрашения. Столько способов казни, сколько изобрели в Риме, не имелось в тот период более нигде, тем более, столь изощрённых. Утопление в мешке и без мешка, вместе с животным в мешке, или без него. Закапывание заживо, сбрасывание с высоты, умаривание голодом и жаждой, удушение, тайное удушение, самоубийство под надзором, сожжение, вскрытие вен, разрывание на части животными, или людьми, распятие самых разных видов и форм, на самых разных крестах с медленными мучениями, или с раздроблением конечностей, дабы спровоцировать гангрену, ритуальные отравления, отсечение головы, или конечностей, ритуальные изнасилования с последующим умертвлением… Честно, я не уверен, что перечислил всё.

Вот что пишет Апулей в Метаморфозах книга 8 абзац 22: «…Некий раб, который по поручению господина ведал всем его хозяйством и был к тому же управляющим огромного поместья — того самого, где мы остановились, — проживал здесь, женатый на рабыне из того же дома, но сгорал страстью к некой свободной женщине на стороне. Жена его, оскорбленная изменой, дотла сожгла все его расчетные книги и все, что хранилось в амбаре. Но, не чувствуя себя удовлетворенной и считая, что такой убыток — недостаточная месть за оскорбление ее брачного ложа, она обратила свой гнев против собственной плоти и крови и, вдев голову в петлю, привязав малютку, давно уже рожденного ею от того самого мужа, к той же самой веревке, бросилась вместе с младенцем в глубокий колодец. Хозяин очень разгневался, узнав об этой смерти, и, схватив раба, доведшего жену до такого преступления, велел раздеть его, всего обмазать медом и крепко привязать к фиговому дереву. А в дупле этого дерева был муравейник, кишмя кишевший насекомыми, и муравьи тучами сновали туда и сюда. Как только они учуяли сладкий медовый запах, шедший от тела, то, глубоко впиваясь, хотя и мелкими, но бесчисленными и беспрерывными укусами, долго терзали, так что, съевши мясо и внутренности, начисто обглодали все кости, и к зловещему дереву оказался привязанным только сверкающий ослепительной белизной, лишенный всякой мякоти скелет…».

Следующие четыре абзаца настоятельно рекомендую не читать людям впечатлительным.

Вот что пишет Иосиф Флавий о расправе императора Тита над жителями побеждённой Иудеи: «Против пленных были выпущены африканские львы, индийские слоны, германские зубры. Обреченные на смерть люди - одни были одеты в праздничное платье, других заставили накинуть молитвенные плащи - белые с черной каймой и голубыми кистями, - и было приятно глядеть, как они окрашивались в красный цвет. Молодых женщин и девушек выгоняли на арену голыми, чтобы зрители могли наблюдать за игрой их мускулов в минуты смерти… ».

А вот, что пишет исследователь Олег Логинов в своей книге «Казни мира»: «… Для удовлетворения изощренно кровожадных вкусов императоров бестиарии (дрессировщики, обучавшие зверей в амфитеатрах) упорно пытались научить животных насиловать женщин. Наконец, одному из них по имени Карпофор удалось это сделать. Он пропитывал ткани кровью самок различных животных, когда у них начиналась течка. А потом обертывал этими тканями приговоренных к смерти женщин и натравливал на них зверей. Инстинкты животных поддавались обману. Животные больше доверяют обонянию, а не зрению. На глазах сотен зрителей они нарушали законы природы и насиловали женщин. Говорят, что Карпофор, как-то представил публике сцену по мифологическому сюжету о похищении Зевсом в образе быка красавицы по имени Европа. Благодаря изобретательности бестиария народ лицезрел, как бык на арене совокуплялся с Европой. Трудно сказать, осталась ли жива жертва, изображавшая Европу, после такого сексуального акта, но известно, что аналогичные акты с конем или жирафом для женщин обычно заканчивались летальным исходом...». Более всего меня поразило слово «обычно», которое говорит о том, что все указанные мерзости в «великом и прекрасном» Риме были в порядке вещей.

Апулей в Метаморфозах (книга 10, абзац 34, 35) описал приготовления к подобной казни. Отравительницу, отправившую на тот свет пять человек с целью завладеть их состоянием, решили подвергнуть публичному надругательству. На арене была поставлена кровать, отделанная черепаховыми гребнями, с матрасом из перьев, покрытая китайским покрывалом. Женщину намеревались растянуть на кровати и привязать к ней, а осёл – главный герой, от имени которого ведётся повествование, должен был  совокупиться с осужденной. После этого на арену думали  выпустить хищников, которые бы довершили издевательства над женщиной, разорвав ее на части. Изнасилование ослом не состоялось по стечению обстоятельств, однако будничная деловитость приготовлений и лёгкость, с которой было принято решение о подобной казни свидетельствуют о том, что умершвление женщин подобным образом было в Риме делом достаточно обыденным. И пусть читателя не обманывает лёгкий тон Метаморфоз – под маской комедийности автор отражал реальную жизнь в имперской провинции.
 
Просвещённые римские императоры, как выясняется, были большие выдумщики по части способов лишения людей жизни. О развлечениях Калигулы Гай Светоний Транквил писал так: "Свирепость своего нрава обнаружил он яснее всего вот какими поступками. Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, «от лысого до лысого»... Многих граждан из первых сословий он, заклеймив раскаленным железом, сослал на рудничные или дорожные работы, или бросил диким зверям, или самих, как зверей, посадил на четвереньки в клетках, или перепилил пополам пилой, — и не за тяжкие провинности, а часто лишь за то, что они плохо отозвались о его зрелищах или никогда не клялись его гением. Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей; за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью; другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться. Надсмотрщика над гладиаторскими битвами и травлями он велел несколько дней подряд бить цепями у себя на глазах, и умертвил не раньше, чем почувствовал вонь гниющего мозга. Сочинителя ателлан за стишок с двусмысленной шуткой он сжег на костре посреди амфитеатра. Один римский всадник, брошенный диким зверям, не переставал кричать, что он невинен; он вернул его, отсек ему язык и снова прогнал на арену. Изгнанника, возвращенного из давней ссылки, он спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему его ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат, чтобы их всех перебить. Замыслив разорвать на части одного сенатора, он подкупил несколько человек напасть на него при входе в курию с криками "враг отечества!", пронзить его грифелями и бросить на растерзание остальным сенаторам; и он насытился только тогда, когда увидел, как члены и внутренности убитого проволокли по улицам и свалили грудою перед ним...".

Я не испытываю удовольствия, рассказывая читателю об этой чернухе, но, как мне кажется, после всего упомянутого, вопрос о человечности, гуманности, милосердии, просвещённости, прогрессивности и цивилизованности Древнего Рима, этого «светоча» посреди тьмы «варварских народов», можно спокойно закрывать.

Кто-нибудь может возразить в том духе, что ведь так в те времена было везде. Типа, Рим ещё был очень даже ничего по сравнению с ужасными варварами, окружавшими его со всех сторон. Разочарую читателя в его предположениях, потому что так не было нигде. Ни на Ближнем Востоке, ни в Азии, ни в странах Европы и в землях Руси (современной Украины) так не было. Единственным хоть сколь-нибудь близким аналогом на всей Земле могут служить латиноамериканские индейские империи в период их деградации. Там тоже из смерти множества людей любили устроить развлекательное шоу. Но в том-то и дело, что это был закат и деградация империй. А в Риме этот период считается периодом расцвета. Это о многом говорит.

В заключении упомяну, что именно «милосердный, гуманный и цивилизованный» Рим ввёл практику массовых казней, удачно совмещая их с жертвоприношениями. Известно, что бои гладиаторов на арене, или травля хищниками являлись жертвоприношениями многочисленным римским богам. Когда было подавлено восстание Спартака, на крестах вдоль дороги от Капуи до Рима было распято более шести тысяч человек. А незадолго до этого Марк Красс применил децимацию к своим легионерам, казнив таким образом более четырёх тысяч.

Тут следует особо отметить, что распятие, как особая форма казни, применялась в отношении рабов, военнопленных, бунтовщиков, изменников и убийц. А если был, к примеру, убит хозяин дома, то все проживавшие в доме рабы вне зависимости от пола и возраста подлежали распятию. Просто потому, что посмели невоспрепятствовать убийству. Кроме того, что целью этой казни было заставить осужденного страдать, она использовалась для назидания и устрашения окружающих в том, что бунтовать против власти чревато мучительной смертью.

То есть, казнь предполагавшая персонифицированную жертву строго определённому богу (поскольку жертва умерщвлялась на кресте какого-либо конкретного бога), мучительную и длительную, предполагавшую значительную потерю душевных сил и энергии, применяли именно к тем, кто выступил против власти. Воистину, в Риме самым святым была власть и покушение на неё каралось самой жестокой (по римским представлениям) карой. Так же, следует отметить эдакую своеобразную римскую практичность – если человека суждено казнить, так не пропадать же добру! Казнь осуждённого следует совместить с жертвоприношениями римским богам, а ещё – развлечь плебс видом чужой смерти, а ещё – использовать смерть осуждённого для устрашения прочих людей, чтобы им неповадно было. Польза со всех сторон.

Подытожим. Милосердие и человечность не были свойственны Риму, а если и проявлялись, то популизма ради. Жизнь человека в Древнем Риме не стоила ровным счётом ничего и приобретала хоть какую-то ценность в зависимости от расположения его во властной иерархии. Человек был топливом для государства, винтиком в механизме империи, причём, легко заменяемым. Человек в Риме был ресурсом, который можно разумно использовать. Или использовать неразумно, но всегда так, как решит верховная власть. Можно было выжать до последней капли, а потом кинуть на растерзание зверям, что весьма повеселит толпу, а значит ещё послужит на благо империи. Да, Рим сделал убийство людей максимально изощрённым и разнообразным, а затем превратил его в мощную индустрию, поставив на конвеер, работавший не хуже фордовского. Но более того - индустрия убийства срослась с индустрией развлечений, религиозных отправлений, политикой, культурой. Массовое смертоубийство стало, фактически, самой сущностью империи. Таков был истинный Рим, а не те сказки о нём, которые принято рассказывать в рамках уроков истории. Собственно, стоит ли ожидать от историков справедливой оценки кровожадному Риму, учитывая, что их наука формировалась в период пышного расцвета империализма, которому нужны были достойные примеры для подражания? Ведь именно над этим, в том числе, в поте лица трудился Скалигер. Да, он писал Хронологию, которая легла в основу известной сегодня истории. Но кто оплачивал весь этот большой труд? И неужели у кого-то есть сомнения, что «благородный муж, убелённый сединами» мог, по настойчивой просьбе спонсоров, дописать то, что было угодно и вычеркнуть то, что было не совсем угодно? Или у кого-то есть мнение, что в те времена трава была зеленее, деревья выше, а интеллигенция отличалась особенной честностью и принципиальностью? Впрочем, это тема для других исследований, мы же сегодня развенчали и, надеюсь, навсегда расстались с нелепым мифом о милосердном Риме. Таковых нелепых мифов о Риме предостаточно и для человечества было бы крайне полезно навсегда попрощаться с ними. Чтобы не повторять идиотские модели поведения и державного устройства, приводящие к неизменно шизофреническим результатам.

P.S.
Читатель может задаться резонным вопросом, почему Древний Рим, его возвеличивание и всё, что с ним связано, вызывает у меня стойкую неприязнь? Ответ прост – Рим дал нашему миру жуткую фашистскую империалистическую идеологию, возвеличивающую власть, принижающую человека и возносящую на вершину тоталитарной вертикали самых мерзких особей. Рим извращал и  разрушал всё, чего касался, стирал культуру, науку и знания народов, которых грубой силой, подлостью и коварством, предательством и наглой ложью захватывал под свою власть. И это принесло страдания и смерть сотням миллионов, миллиардам людей, а всё человечество отбросило на сотни лет в развитии. Рим высасывал все соки из завоёванных стран – ресурсы, богатства и лучшие умы, присваивал все их достижения и открытия себе, собственной культуре, а потом бездарно транжирил захваченное, упиваясь постройкой огромных, но бесполезных сооружений, закармливая золотом своих чинуш, аристократов и императоров, наращивая военную мощь для завоевания очередных земель, чтобы затем высосать всю жизнь и из них. И так без конца. Рим плодил вокруг себя несчастье и беду. И вся отрава Рима благополучно перетекла в мир сегодняшний, благодаря таким «правдорубам», как Скалигер.

Создатель Хронологии не сделал ничего необычного. Просто у его спонсоров были свои запросы. Например, запрос на передел мира. И очень уж хотелось иметь какие-либо псевдозаконные основания для этого передела, для реализации своих амбиций. И Скалигер эти запросы удовлетворил, как мог. То есть, он нашёл самое отмороженное, безумное и бесчеловечное государство в мире с самой захватнической политикой и приукрасил его, как умел, вознёс на пьедестал, обозвал добродетелью и светочем цивилизации. Понятно, что есть такая штука, как исторический процесс, но роль личности в нём преуменьшать нельзя. В том числе и благодаря работе Скалигера, цивилизация, в понимании развитого мира, надолго стала ассоциироваться с огромными бесполезными постройками, беспримерной роскошью властьимущих, наглыми манипуляциями в политике и бесчестными захватническими войнами во имя расширения территорий и «приобщения» «тёмных» и «недоразвитых» народов к… А, собственно, к чему? Вероятно, к привилегии лизать имперские сапоги, ибо какие ещё милости оккупант может даровать побеждённому? А ещё «великим» цивилизациям, по примеру Рима, стало позволительно беспардонно захватывать и разрушать «невеликие» народы, которые, в силу невеличия, цивилизациями можно было не считать. Было позволено обращать свободных людей в рабство и поступать с ними хуже, чем со скотиной, и с беспримерной жестокостью уничтожать тех, кто не пожелал пасть на колени перед «величием» цивилизации, тех, кто решил отстаивать свободу.

Почитание Рима и подобострастие Скалигера обернулось многосотлетним геноцидом, отсталостью и двумя мировыми войнами. И, судя по всему, это ещё не конец. Потому, что в отдельных странах шизофрения «величия» расцветает буйной порослью и грозит вырасти в новую мировую войну. Весь мир, вся человеческая цивилизация, благодаря необоснованному возвеличиванию Рима, выбрали неправильную, губительную модель устройства, скверный путь, иллюзорные приоритеты и это может всех нас, в конечном итоге, погубить. Вот за всё это я и неприемлю Рим, империализм и лизоблюдов, готовых по сходной цене петь диферамбы любому злодею, который щедро заплатит.

Ссылки по теме:

Восстание_Спартака

Фемида_Юстиция

Спектакль_(Книга_Зрелищ)_Марциан
Марциан особенно не стесняется – открыто лебезит перед императором, восхваляет власть, кровавые традиции, отборных палачей и само устройство империи. Скорее всего, в Риме иначе было нельзя, особенно в эпоху императоров. Это именно то, чем всё творчество Рима сильно отличается от греческого, или иного «варварского» - восхвалением самой власти и стремлением избегнуть прямой её критики, ибо власть была превыше всего, а за критику можно было попасть на крест.

Апулей_Метаморфозы_книга_10.

Казни_в_древнем_Риме

Римская_империя
Удивительные вещи можно узнать об особенностях римского мышления и римского государственного устройства. Римляне считали себя, Вы только вдумайтесь в это, особым богоизбранным народом, которому самой судьбой предназначено побеждать и покорять иные народы и править ими. Фашизм и гитлеровские извращения в чистом виде. И этим шизоидным бредом страдало всё население империи на протяжении более чем тысячи лет. А потом эта шизоидная идеология, рождённая больными маразматиками, перетекла в иные страны и культуры и вылилась в страдания миллионов людей, множество вооруженных конфликтов и две мировые войны.