Описание состояния высшего общества во время Первой мировой войны

9 января, 08:57
Читаю воспоминания Надежды Владимировны Линки (Геппенер) (1896-1981), русской немки родом из Киева, представительницы высшей интеллигенции (отец был знаменитым врачом и видным деятелем партии кадетов).

Интересно её описание состояния высшего общества во время Первой мировой войны.

«Царское правительство и его верные холуи из черносотенцев всеми силами поддерживали этот восторженный подъём, которым прикрывались все преступления правящей верхушки. Тогда мало ещё кто знал о наглом казнокрадстве в интендантстве, приведшем к тому, что наша армия не имела ни оружия, ни боеприпасов, ни снаряжения, ни техники, необходимых для ведения войны в XX веке. Мы ещё не знали, что русские солдаты шли на смерть почти безоружными, и для них война была настоящей бойней. Ещё не дошли в тыл вести о страшных боях и поражениях в районе минских болот. Вся русская интеллигенция, без критики и размышлений всецело поддалась этому «патриотическому гипнозу». Все только и говорили о помощи родине, о пожертвованиях на нужды армии, о долге женщин работать на фронте в качестве сестёр милосердия. Конечно, и я, закончившая гимназию, освободившаяся от обязательной учёбы, горячо и упорно мечтала о служении отечеству и работе на фронте. Не скрою, что к этим мечтам у всех девчонок моего возраста примешивалась ещё и смутная надежда на встречу с героем, которого спасает от верной смерти самоотверженный уход и заботы сестры милосердия, а потом начинается роман и счастье.

Большинство молодёжи из состоятельных классов очень быстро прошли через период восторженного патриотизма и самопожертвования. Началось время приспособленчества, изобретения всевозможных уловок, чтобы избежать ужасов и опасностей войны. Появилось множество молодых людей, которые по различным причинам никак не могли отправиться на фронт и рисковать своей жизнью. Зато в тылу они готовы служить отечеству день и ночь, не щадя своих сил и здоровья. У всех у них были папы, мамы, тётки и дяди, которые всецело их поддерживали и способствовали устройству их на какую-нибудь работу, имевшую, по возможности, хотя бы видимость военной.

Появились так называемые земгусары - деятели «Земского союза» и «Союза городов» - общественных организаций, которые ставили перед собой задачу помощи фронту путём мобилизации всех возможных средств и ресурсов страны. К этим «союзам» пристраивались маменькины сыночки и тётенькины племяннички, спасаясь от войны. Эти же «союзы» организовывали курсы сестёр милосердия и отправляли на фронт медработниц. Наплыв желающих был чрезвычайно велик, т.к. быть «сестрой» было и почётно, и модно, и давало преимущество для участия во всяких благотворительных предприятиях вроде лотерей и любительских спектаклей, конечно, со сбором дохода за билеты в пользу раненых. Эти балы и спектакли стоили больше, чем собранные пожертвования, но зато заставляли восхвалять устроителей и заполняли досуг светских дам и девиц. Таким образом, вся «золотая» молодёжь, все люди с достатком сумели приспособиться так или иначе к военному времени то ли в роли земгусаров и сестёр милосердия, то ли в лице дам-патронесс и уполномоченных «Зем» и «Гор»-союзов.

Сыновья же рядовой интеллигенции попадали на фронт преимущественно в качестве специалистов - врачей, инженеров, военных корреспондентов. Дочери, если не продолжали учиться, занимались общественной деятельностью и, конечно, прежде всего, стремились к работе сестёр милосердия. Таков был дух времени!»