Однако история Парфенона после завершения античного периода менее известна, но не менее значима. В ходе тысячелетий здание претерпело множество изменений, отражающих политические и культурные преобразования, происходившие на протяжении веков.
Парфенон в поздней Античности и раннем Средневековье
После завершения античной эпохи, Парфенон и Афины столкнулись с волной внешних вторжений. В 267 году н.э. во время "Кризиса третьего века", который охватил Римскую империю, Афины подверглись нападению германского племени герулов. Город был разрушен, и Парфенон также сильно пострадал. Хотя впоследствии храм был восстановлен, его архитектура уже не полностью соответствовала оригинальной структуре.
К концу V века н.э. в Восточной Римской империи (Византии) произошли кардинальные изменения в религиозной жизни, когда император Феодосий I официально запретил язычество, закрыв все языческие храмы. В этот период Парфенон был преобразован в христианский собор, посвящённый Богоматери. На протяжении последующих столетий Афины стали важным местом паломничества для православных христиан, занимая четвёртое место по значимости в Византии после Константинополя, Эфеса и Салоник.
Парфенон в период латинской оккупации
Во время Четвёртого крестового похода в 1204 году Византийская империя потерпела поражение, а Афины оказались под властью латинян. Парфенон, ранее православный собор, был превращён в католический храм под названием «Нотр-Дам-де-Атен» (Собор Афинской Богоматери). В течение этого периода Афинское герцогство находилось под властью различных западных держав. При каталонцах из Арагона Парфенон назывался Санта-Мария-де-Сетинас, а при флорентийцах — Санта-Мария-ди-Атене. Эти изменения отражали смену правящих элит и религиозных настроений в городе.
Парфенон в Османский период
Завоевание Афин Османской империей в 1458 году привело к новой трансформации Парфенона — он был обращён в мечеть. Турки использовали здание для религиозных нужд на протяжении более двух столетий. Однако самый катастрофический момент в истории Парфенона произошёл в 1687 году, когда венецианцы атаковали Афины в ходе Венецианско-Османской войны. Во время осады города турки разместили пороховой склад внутри Парфенона, что привело к разрушительному взрыву после бомбардировки венецианскими войсками. Этот взрыв превратил храм в руины, которые мы знаем сегодня. После отступления венецианцев турки не восстанавливали здание, но внутри руин была построена небольшая мечеть.
Парфенон в период европейского классицизма
XVIII век был временем возрождения интереса к античному наследию в Европе. На фоне этого увлечения Парфенон стал объектом внимания многочисленных европейских путешественников и учёных. В 1801 году британский посол в Османской империи Томас Брюс, граф Элгин, получил разрешение султана на исследование руин Парфенона. В ходе последующих десяти лет его экспедиция демонтировала и вывезла в Великобританию значительное количество скульптур и элементов декора здания, что вызвало серьезные споры и осуждение. Сегодня эти артефакты, известные как "Мраморы Элгина", находятся в Британском музее.
Парфенон в эпоху независимой Греции
В 1830-х годах Афины вошли в состав независимого Греческого государства. Это стало началом нового этапа в истории Парфенона, когда османские религиозные постройки внутри здания были снесены, и началась работа по сохранению оставшихся руин. С конца XIX века в Парфеноне и на Акрополе в целом велись и продолжаются до настоящего времени реставрационные работы, целью которых является сохранение и частичное восстановление этого уникального памятника с его многовековой историей.
Заключение
Парфенон — это не только символ античной Греции, но и свидетель множества исторических изменений, которые происходили в течение двух с половиной тысячелетий. Претерпев множество преобразований — от языческого храма до христианского собора, католического храма и мечети — Парфенон сохранил свою значимость как культурный и исторический памятник. История этого здания отражает динамику изменения религиозных, политических и культурных контекстов в Европе и Средиземноморье, а продолжающиеся реставрационные работы свидетельствуют о стремлении сохранить его наследие для будущих поколений.