Патриотический угар и ненависть к «господам» олигархам

9 августа 2023, 10:55
Интересные параллели между 1914 годом и нынешним временем, когда патриотический угар части низов сопровождался ненавистью к «господам» (сегодня – к «олигархам»), которых хотели поскорее раскулачить за якобы «помощь неприятелю» (или невосторженное отношение к происходящему).

Читаю об этом у историка Максима Оськина («Известия Саратовского университета», серия «История», №3, 2015).

«По уездам великорусских губерний распространялись слухи о помощи местных землевладельцев противнику. Эта «помощь врагам» со стороны помещиков, по мнению крестьян, могла выражаться в денежном эквиваленте продовольствия, пересылаемого врагу; льготной передаче хлеба и других продуктов; отсутствии должной помощи своей, русской, армии в поставках лошадей, продовольствия и т.п.; передаче противнику каких-либо, но непременно секретных планов. В Воронеже губернские власти в 1915 г. постоянно получали сообщения из различных волостей о «подозрительных аэропланах».

Такой подход означал претензию на землю «предателей» со стороны крестьянства. Молва зачисляла в «предатели» всех более-менее крупных местных землевладельцев. Например, князь А. Голицын – помещик Ефремовского уезда Тульской губернии – сообщал своему брату в Петроград уже 8 декабря 1914 г.: «По всему нашему уезду распространяются самые нелепые слухи относительно всех средних и крупных землевладельцев, без различия сословий, будто они, симпатизируя немцам, продали им свой хлеб и иные припасы, с тою надеждою, что, когда немцы нас заберут, можно будет восстановить крепостное право. Причём говорят, что многих уже арестовали и повесили за это».

Сообщение из Тамбовской губернии в январе 1915 г. указывало: «Между крестьянами Липецкого уезда распространяются нелепые слухи о том, что будто бы местные землевладельцы Кожины, Трубецкие, Толстые и др. собирают между собой деньги и отсылают их в Германию для завоевания России. Что в случае победы над Россией император Вильгельм отдаст всех крестьян в крепостное право дворянам, оказывавшим ему помощь в завоевании. Если же победит Россия – земля от дворян-помещиков будет отобрана и отдана в надел крестьянам, так как они, главным образом, являются защитниками Родины и победителями врага. В Лебедянском уезде отъезд местного помещика Кирюшина в Москву объяснён был арестом и высылкой его в Сибирь».

В ежемесячной отчётной справке тамбовского губернатора в МВД о настроениях местного населения от 12 февраля 1915 года говорилось: «В некоторых уездах распространялись слухи о предстоящем будто бы после войны, по повелению Государя Императора, наделе всех крестьян землёй, отобранной у отрубщиков и помещиков, кои собирают якобы между собою деньги для посылки в Германию. Крестьяне начинают тяготиться продолжительностью войны и выражают сомнение в благоприятном её исходе, а также опасение, что некому будет производить полевые работы, и недовольство массовым освобождением военнообязанных рабочих и чинов земской полиции от военной службы.

На фоне пропагандируемого «предательства» и «неумения», слабости верховной власти вообще и гигантского количества слухов негативного характера традиционные формы крестьянского движения со второй половины 1915 г. постепенно, медленно, но верно стали принимать антивоенную направленность.
Крестьяне заявляли, что члены их семей несут лишения на войне, а у них дома нет хлеба и об этом никто не заботится. Отсюда вполне логично вытекал вывод о правовой вынужденности погромов и поджогов купеческих складов и дворянских усадеб. Утверждалось, что именно там якобы было возможно взять средства для помощи бедствующим от дороговизны семьям солдат».