Первая история Московии называлась «Скифская история»

13 марта 2017, 08:42
Все еще загадочное племя Скифы - во многом прародители тех кого сегодня называют россияне…. Или правильнее сказать татары? Или болгары?

История написанная и изданная Андреем Лызловым в 1692 году носила достаточно неожиданное проходившего ребрендинг Московского княжества - Скифская история.

Это была история народов населявших Скифию, которую Лызлов делил на:

Европейскую населенную: москвой, россианами, литвой, волохами и европейскими татарами

Ассийскую, населенную: тауресами, агатырсами, эсседонами (людоедами), массагетами, арисманами, сакевами или сагами.

Происхождение названия народа Лызлов связывал с именем его первого князя - Скифа, наполовину человека, наполовину змея. Скиф по легенде был плодом брака Еова и морской девицы, которую Лызлов называет именем кельтской богини Мелюзины.

По другой врессии Скифом звали сына греческого бога Геркулеса, и от него пошло название народа.

Скифия по Лызлову это вся Азия и часть Европы. Делит Скифию гора Имаус (Уральские горы или Гималаи?) на собственно Скифию и Великую Тартарию. Тартарией назывались те земли от речки Тартар (Тартар - бездна находящаяся под Адом в греческой мифологии).

Примечательно, что по Лызлову Ноев Ковчег пристал к горе Таурус, горе которая разделяет Скифию (европейскую).

Лызлов пишет, что были скифы людьми грубыми и наук не знали, как греки. Никогда они поражения не знали:

перского Дария из Скифии изгнали

перского самодержца Кира убили

полководца Александра - Зопириона разбили

Бактрианское и Парфиское царство основали

Других народов к себе скифы не пускали, но сами всю Азию заселили, от греков до индусов. Турки, парфы, персы, венгры, сыкабры от скифов пошли.

Со славянами скифы граничили, но скифы славянами не были, как и москва - россианами.

Верховными божествами скифов были Марс и Веста. Поклонялись Солнцу, Месяцу и Огню.

Царя своего называли Гог и Магог - царем царей, которого за святого чтили.

Монголы

Во второй главе Лызлов точно указывает дату рождения царя Хингиса (Чингисхана) - 1162 год, которого за дела его называет Великим.

После смерти Хингиса его потомки наводили страх не только на весь Восток и на Европу тоже. От того послал в 1246 году папа римский Инокентий IV в Орду посольство, которое просило царя Орды принять христианство, и оставить Европу в покое. Посол вернулся ни с чем.

Нашествие тартар на Европу по Лызлову предвещала комета которая упала в 18 мая 1211 года на Восток Солнца к половцам и русам хвост обращая.

В 1212 году тартары перешли Волгу и вторглись на половецкие земли. Половцы попросили у русин помощи, и не смотря на просьбы тартарских послов не вмешиваться поддержали половцев. Про битву на Калке рассказывать смысла нет, единственное, что Лызлов указывает ее дату 1224 год.

Лызлов отмечает, что причиной поражения на Калке стало предательство половцев, которые не только бежали с поля боя, но и обернули оружие против своих союзников.

Также отмечает, что Мстислав Мстиславич князь Галицкий, отступая сжег все ладьи и потопил, отрезав тем самым путь к отступлению всех других русских дружин, а Владимир Рюрикович, князь смоленский, отступая, воспользовался ситуацией и захватил Киев.

Тартары после победы уничтожили все половецкие города.

Лызлов пишет про огромное количество руин городов и крепостей, которые оставили после в полях Мажарских, откуда по его данным вышли венгры.

Отмечает он также, что в этих местах многие христиане жили, о чем свидетельствуют многочисленные кресты на могилах.

Болгары

По обе страны реки Волги, ниже реки Камы, между Великия Волги и Белыя Воложки до большой Нагайской орды живет народ болгарский, а ниже их по реке Волге, до моря Каспийскаго, живут тартары.

Страна, именуемая Болгария, находится по левой стране реки Волги.

Название свое она получила от народа, названного от реки Волги - волгоры или болгары, «которые имели начало свое от преславнаго и многонароднаго народа славенскаго», пишет Лызлов.

Болгары там жили многие годы, но услышав о подвигах своих соплеменников словенских: вандалов, цымбров, готфах, болгары мигрировали и послелились над Черным морем и Азовским.

В 420 году, во главе с князем своим Дербалом болгары вышли за реку Днестр, и вторглись в Дакию, на земли волохов и мултанов, живущих между реками Днестром и Дунаем.

Фактически они вторглись в Римскую Империю.

Даков болгары изгнали, и заселили их земли. После чего стали угрожать не только Риму, но и Византии. Оставшиеся на Волге болгары ассимилировались с тартарами.

С ними долгое время воевал и победил их Владимир Святославович - князь киевский.

Половцы и печенеги

Половцы и печенеги народ военный и мужественный, произошли от готфов и цымбров. От них пошли гепиды, и литва, и пруссы.

Белский, в Деяниях Казимира Перваго, короля польского пишет: «Народ печенегов, и половцев, и ятвигов, которые и есть литва, имеют схожие между собой языки точно также как поляки и русины, живущие в Подлесии, где ныне Дрогичин».

Половцы и печенеги мигрировали из Причерноморья, где были такие их известные города как: Манков, Керкель, Крым, Азов, Кафа Килия или Ахилия, Монкаструм или Белград, и Торговица.

Лызлов отмечает, что половцы, печенеги и болгары жили практически на одних землях. Половцы вроде бы как вели кочевой образ жизни, ставя свои наметы в полях как тартары.

Но тут же по словам Лызлова другие историки называют половцев называли готфами, которые всегда были соседями Руси, грекам и волошским и польским странам, которые всегда грабежом жили.

При этом русины в 1103, 1107, и 1108 - половецкие Схутен, Рукан, Суворов и Азов брали и половецкого князя Азупа убили.

Половцы занимались полюванням - охотой, кормились ловлей зверей, от того и название получили. Полоном и грабежом они также жили.

Язык половцы имели смешанный с русским, польским волошским смешанный.

Батый

Лызлов называет царем тартар Егухана. Он, по словам Гвагнина, был идолопоклонником. Сын его Земихен, которого на Руси и литва называют Батыем, владел безчисленным как саранча воинством.

Земихен, по Лызлову, первый из того народа «проклятого Махомета учение принял и распространил».

Половцев и печенегов он изгнал, а с народами тартарским и болгарским слился воедино.

Дальше Лызлов утверждает, что Батый был намерен искоренить христианство, так как проповедовал ислам. Это понятно ложь, потому как во времена Батыя было построено самое большое количество монастырей и храмов, а выданные им охранные грамоты ставили церковь выше государства.

Батый собрал из таратар и болгар несметное войско (600 000), и под руководством своих полководцев Кайдана, Магмета и Пета, в 1237 году двинул на Запад.

Первой пала Рязань, которая отказалась платить дань Батыю. Город был сожжен до тла.

Далее в повествовании мы можем наблюдать прообраз московской пропагандистской мысли про оборону православного отечества от «магометян злых», посему я его опускаю.

В 1242 году, «окаянный» Батый посылает воеводу своего Магмета, или Менгата на разведку к Киеву который был шокирован увидев его красоту и величие. Поэтому он отправляет своих послов в Киев, к великому князю Михаилу Всеволодичу, уговаривая их сдаться.

Но князь приказал послов убить, и тут же убежал в Венгрию!

Батый осадил Киев, который оборонял воевода Димитрий, оставленный князем Даниилом Мстиславовичем.

Киевляне обороняли город до конца, и когда город был взят заперлись в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, которая рухнула под тяжестью спрятавшихся в ней киевлян. Батый все церкви разрушил, город Киев спалил, народ увел в плен.

Далее Батый двинулся на Венгрию, где разбил венгерского царя Коломана.

Тут Лызлов отмечает, что в 1241 году орда Батыя была разделена на три части: первую возглавлял он сам, и она шла на Венгрию, Кайдан пошел на Великую Польшу, Пет на Малую Польшу.

Лызлов пишет, что в 1247 году, Батый вторгся в Венгрию где разрушил многие города.

Где под градом Варадином его встретил король Владислав, которому было видение с пророчеством: «Царю, слез ради твоих дает ти Бог победита сего супостата!»

Король оседлал коня, и зажав в руке секиру бросился на тартар, и они побежали. Владислав настиг Батыя начал с ним биться и побил нечистивого. Но мешала королю сестра. предавшая его, обоих король секирой своей смерти предал.

Тартары бежали и немногие из них до Орды добрались. Было это в 1248 году.

В честь Владислава венгры поставили медный памятник где он изображен с секирой в руках.

Гвагнин пишет, что во время Батыева пленения королем венгров был Белла, который бежал от Батыя (?) в Далматию.

Тартары три года там пробыли, а когда Белла вернулся с воинством, тартары самы уже ушли, потому как некому было хлеб орать и сеять.

После европейского похода тартары вернулись в Великую или Золотую Орду, которая простиралась по обе стороны Волги, от Казани до Яика, до моря Хвалисского. И были там города: Болгары, Былымат, Кумань, Корсунь, Тура, Казань, Ареск, Гормир, Арнач, Сарай великий, Чалдай, Астарахань.

Города те строили мастера, которых тартары привезли с Руси.

Царь Орды жил в Сарае Великом, что на реке Яик, по Ботеру.

Тартары обладали всем Диким Полем до Днепра, и за него, даже до Дуная.

В Азове, в Кафе, Керчи, в Херсоне или Корсуни и с другими городами населенными генуэзцами, которые были под властью Константинополя, тартары в мире жили.

Сартак

После Батыя царем Орды стал Сартак, к которому ходил князь Александр Ярославич, рекомый Невский.

«Той злочестивый царь, еще великому князю во Орде у него будущу, посла воеводу своего Неврюя со многими татары. Они же шедше плениша землю Суждалскую».

В 1261-1262 годах Невский (он же на самом деле и есть Неврюй), утопив Русь в крови заставил платить ему дань!

В 1262 году царь Сартак сын Батыев умер, и Ордой стал править царь Беркай (Берке).

Небольшая ремарка:

Разделение одного из самых главных героев московского пантеона Александра Невского, на положительного со всех сторон князя, защитника правосалавия Невского и злого монгольского военначальника Неврюя, позволило создать миф о Святом князе с незапятнанной репутацией. Так как все грехи Невского (резню устроенную им на Руси, братоубийство) повесили на Неврюя, которым на самом деле был все тот же Невский.

Цари Орды (Скифии)

Шествуя от своего нового царя, Александр в 1263 году умирает, в Городце.

В 1270 году вместо Беркая, Ордой начинает править Менгутемир (Менгу-Тимур).

В 1272 году царем Орды становится Нагой (Ногай), который посылает рать со своими мурзами Туратемирем и Алысном на великого князя Димитриа Алаксандровича.

Стрийковский в своей Хронике относит это событие к 1288 году.

Ногай выдает свою дочь за князя Смоленского и Ярославского Феодора Ростиславовича, и дает ему в приданное города свои: Болгары, Кумань, Корсунь, Туру и еще Ареск, Гормир, Болымат. Царь Ногай умирает в 1307 году.

В этом же году царем Орды становится Азбяк (Узбек).

К нему ходил в Орду князь Юрье Данилович в 1316 году.

Азбека Стрийковский называет сыном Батыя, тоже пишет и Гвагнин, который утверждает, что Азбяк в 1307 году было 59 лет.

Узбек делает Ислам государственной религией Орды.

К царю Занибеку или Жанибеку (Джанибек), сыну Азбяка, ходил в Орду великий князь Симеон Иванович и московской митрополит Феогнаст, который пострадал за наложение дани на святыя церкви.

Этот царь, желающий царствовать безмежно, повелел всех своих родных братьев убить, и власть свою на Руси расширить.

Как пишет Лызлов в 1348, во время правления Джанибека, на Орду, за пролитие христианской крови нашел великий мор, и в городах Сарае, Чаадае, Арначи и Астарахани много умерло народу. Потому, побежали оттуда тартаре в поля дикие, а от того умножилось их в около Дона и Днепра, и в Перекопе они жить начали.

Царь Занибек захватил царство Тавризское, в 1357 году. Таврическим царством Лызлов называет область между Астраханью и Черным морем.

Ботер называет эту область Георгиана, а в ней города: Томань, Тевриз, и Тефлис.

Как пишет Лызлов названа эта область за веру ее жителей в святого мученика Георгия. Христиане тут имеют своего митрополита, который подчиняется константинопольскому патриарху.

В том же году, после взятия Тевриза (Грузии) в Орде случился мятеж, ибо Занибека, на совете ордынских князей, было решено убить, а власть передать его сыну Бердебеку.

Когда Бердебек стал царем Орды, он следуя заветам своего отца, также убил всех своих 12 братьев.

Следует отметить, что все эти данные Лызлов черпает из Степенной книги - биографической книги Московских правителей.

В 1357 году году Бердебек был убит Кулпом, и его советником Тулубием.

Стрийковский подтверждает, что Бердебек был убит, но Аскулпом или Акулпом, сыном Бердебека

Акулпа царствовал всего один месяц, после чего был убит со всеми своими детьми неким Нарусом.

Нарус стал править над всеми Ордами. К Нарусу, как пишет Гвагнин, приезжали все князи русские и просили его освободить их от тартарских начальников.

Но, Наруса тоже убили. Проправил он всего год.

Убит он был царем заяицким по имени Хидырай, также убиты были и сын Наруса и царица Тайдула в 1360 году.

Хидыря убил его сын Темиросса.

Царь Темиросса правил всего 7 дней, ибо был убит князем Мамаем.

Князь Мамай силой пытался поставить на трон царя Овдула. Но в Орде восстал другой царь, по имени Килдибек, назвавшийся сыном Джанибека, и внуком Узбека.

Но и он не смог занять трон, так как убил его Амурат, брат царя Хидыря.

В Орде после смерти Джанибека велись постоянные междоусобные войны, что привело к тому, что литовский князь Олгерд, в 1333, или в 1361 начал освобождение Руси от тартар.

Сложно сказать, в 1333, как пишет Стрийковский или в 1362.

Так как в основе лежал конфликт Ольгерда с вассалом Орды, московским князем Димитрием Ивановичем, который вроде бы как имел место быть в 1332. Но по другим источника правление московского князя началось в 1362.

Тем не менее, воспользовавшись ослаблением Орды, литовский князь Олгерд, собрав войско начал освобождение Руси.

Ольгард прошел Черкасы и Канев и в урочище Синие Воды встретил тартарские орды возглавляемые «тремя цариками»: Кутлубах-солтаном, Качибирей-солтаном и Диментер-солтаном.

В результате битвы Олегерд победил тартар и цариков их убил.

В резьльтате победы, были освобождены земли от Путивля до Киева, и до устья Дона, и по другую сторону Днепра аж до Ачакова (Очакова).

Ольгерд прогнал тартар до Волги, к Кафе, к Азову и в Крым за Перекоп.

С того времени тартары Крыма стали развиваться отдельно от Золотой Орды

В Великой Орде за Волгой после ряда убийств в 1361 году был царь Мамай темник печенный (?).

В эти годы власть в Москве захватил князь Димитрий Иванович, воспользовавшись неурядицами в Орде, забыл выплатить дань, не послал «Мамаю даров обыкновенных».

В 1379 году Мамай попытался вразумить московского вассала, и отправил против того войско, но у реки Вожи войско Мамая было разбито.

Мамая это несказанно оскорбило, потому он собрал войско в 700 000, взяв в помощь князя Олега Рязанского двинулся на Москву.

Димитрий Иванович «ни мало ужасеся», так как у него войск было всего 170 000, обратился за помощью к Андрею Олгердовичу Полоцкому и брату его князю Димитрию Брянскому, а также взяв союзники великоновгородцев и псковичей собрал 300 000 войска.

Встретился Дмитрий с силами Мамая на реке Дон, где и разбил их, и трупы тартар на 400 верст от места битвы лежали. Матфей Стрийковский рассказывает, что трупов тартарских на шестидесяти пяти верстах лежало.

Мамай после этого снова начал войска на Москву собирать, но пришел из дальней Орды царь Тактамыш (Тохтамыш) и победил Мамая.

Мамай с четырьмя князьями своими бежал в Кафу, где был убит фрясским купцом (фризским - голландским?).

В 1382 году царь Тактамыш послал в Болгары тартар своих, повелев избить московских купцов, для того, чтобы незаметно смогли подойти к Москве тартары.

Тартары форсировали Волгу на купеческих ладьях и благодаря Олегу Рязанскому, который им броды на реке Оке указал, вышли за Рязанскую землю к Москве.

Дмитрий Иваноич, когда царь Тохтамыш 26 августа вторгся в Москву, как и подобает московиту бежал в Кострому.

Вскоре одноко и сам «окаянный Тактамыш» был изгнан и царем Орды стал Темир-Аксак (Тамерлан, Тимур). Тохтамыш бежал в Литву к великому князю литовскому Витофту (Витовиту).

Тамерлан покорил себе все тартарскея орды, захватил Сарай и Чагадай.

Темир-Аксака мало интересовала Москва и Русь, он завоевывал куд более богатые восточные страны.

Он покорил Персию, турецкого султана Баозита, покорил Константинополь в 1397 гроду (?). 200 000 турецкого воинства было им разбито, а сам Баозит пойман, и посажен в железную клетку, на золотую цепь. Темир-Аксак во ознаменование победы, возил эту клетку с собой, и на коня с той клетки взбирался.

Тимур покорил: Египет, Дамаск, Вавилон, Сирию, Медию, Армению, Вифинию, Каппадокию, Понт и всю Малую Азию, и страну названную Серуана или Сервана, недалеко от Каспийскаго моря. Ее города Шамаха, Исрес и Дербент.

Через эту страну лежит единственный тесный путь меж двумя горами, из Серуаны в Тартарию.

Воинства у Тамерлана тысяча тысячей и двести тысяч.

Литовской князь Витольд, послушав изгнанного Тахтамыша, решли пойти против Темир-Аксака, собрал воинство литовское и русское и пошел в поход на него. То на реке Ворскла их встретил царь Эдегей, которого польские летописца называют товарищем Тимура.

Войска Витольда тартары разбили, и литовский князь с Тохтамышем снова бежали в Литву. Была эта битва в 1399 году.

Тимур умер в 1400 году. Тело его было погребено в земле тартарской, которую Ботер называет Загадай, в городе Самаркандии, который Гвагнин называет столицею всех градов тартарских.

После его смерти, его войска разошлись по домам. А его приятель Эдега вернулся в Крым.

Основав там Перекопскую или Крымскую Орду.

После смерти Тамерлана из Литвы вернулся беглый Тохтамыш и правил Ордой до тех пор, пока его не сверг в 1406 году Жанибек.

Убегая от нового царя Орды, Тохтамыш не верно выбрал направление, он побежал в Сибирь, был настигнут и убит.

Джанибек не смог долго царствовать, так как его сверг Булат-Салтан, или Зелед-Салтан, сын Тахтамыша.

Зеледин, как его называет Стрийковский дружен был с королем польским Ягеллом и с князем литовским Витолдом и не раз помогал им против «крыжаков» немецких (крестоносцев), посылая им в помощь своих тартар.

Говорят, что в одной из таких битв против «крыжаков» он сам и погиб.

После него остались три сына: Бетсубуль, его также тартары называли Тактамышем; Керембердей и Яремфердей.

Власть в Орде тогда захватил средний сын - Керембердей, изгнав своих братьев в 1418 году.

Тахтамыш (Бетсубуль) сбежал в Литву к князю Витольду, как к приятелю своего отца. Витольд в память дружбы с Тохтамышем сделал его царем в Вилне, одарив одеждой шитой золотом и шапкой посла. После чего Бетсубуль пошел войной на Керембердея, но был разбит и убиен тем.

Эремфердей, также получив помощь от Витольда, вместа с гетманом Радивилом пошел не Ваолгу, где брата своего Керембердея разбил и стал править Ордой.

Лызлов отмечает, что в московских анналах нет никакой информации о этих царях Орды.

Есть лишь информация что в 1421 году после Зеледин-Салтана правил Ордой Улумахмет сын Зелед-Салтанов. В Степенной книге его называют Махметом.

В 1431 году Махмета изгнал пришедший из-за Яика князь Эдигей. У Эдигея было 30 сыновей от 9 жен, и 10 000 воинов.

Махмет бежал на Московию, и перешедши Волгу он обратился к князю Василию Васильевичу Московскому, с просьбой пожить на его земле, пока он не соберет

достаточно сил, чтобы отмстить князю Эдигею.

Князя Василий разрешил тому жить в Белевских местех.

Улумахмет во многом способствовал становлению Василия, ибо это с его подачи он встал на княжение. Вот только князь московский добра не помнил и через некоторое время послал войско во главе с Дмитрием Шемякою и князем Дмитрием Красным Юрьевичем против беглого ордынского царя. Вместе с рязанцами и Тверью, собрали тогда до 400 000 воинов.

Улумахмета попросили убраться, и как тот не умолял их оставить его, пошли на него войной.

Царь окопался в «ледяном своем граде» со своими 3000 солдатами, из которых только 1000 была вооружена.

Битва состоялась в 1438 году. Несмотря на значительное превосходство московитов тартары нанесли им страшное поражение, после которого правда отступили.

После битвы они перешли Волгу и обосновались в Казани, восстановили и обновили его и стал там царь Орды царствовать.

Стрийковский пишет также про царя заволлжского Шахмата, который ходил войной на Польшу, на Подолию в 1438 году. По мнению Лызлова это был Улумахмет.

В 1441 году царь Улумахмет с войском решил навестить Москву, которая в свое время прогнала его.

Василий бежал, оставив Москву на воевод своих в частности князя Юрья Патрекеевича. Осада была для тартар неудачной, и через 10 дней Улумахмет ее снял и отошел в Казань.

В 1445 году царь Улумахмет приходил к Мурому. А потом дети Улумахмета: Момотек и Егуп не раз ходили на Москву.

Самое значительное сражение состоялось в 1446 году под Суздалем, где московиты были разбиты, а князя московского пленили, но потом отпустили.

Царь Казани Улумахмет, вместе с сыном своим младшим Эгупом, погиб в Казани от руки другого своего сына Момотека, который их зарезал.

Другие его дети Касим и Эгуп, выбрали себе другого правителя и с 1448 года стали служить Москве.

Все это время царем Орды считался Эдигей, изгнавший Улумахмета.

Детей своих он в страхе держал таком, что у них и мысли не было на его трон покушаться.

Когда он понял, что состарился и смерть уже стоит рядом. Собрал он детей своих и заставил поклясться жить в мир и делились царствием, и друг друга не истребляли.

Потом велел принести ему 30 стрел и дал каждому из сыновей приказав поломать их, и те поломали каждый свою стрелу.

После чего повелел он принести снова 30 стрел и повелел поломать каждому из сыновей поломать их все одновременно - ни у кого не получилось сломать их.

Эдигей пояснил им, что если они будут в совете жить, то никто их и никогда не одолеет.

Но, никто советам отца не внял. И как только он умер дети начали междоусобную войну, в результате которой в 1451 году победил царь Седахмет.

В том же году он пошел войной на Москву, но поход не завершился удачей, московиты отбились.

Через 4 года, в 1455 году Седахметевы орды снова пошли на Москву но были разбиты на Оке князем Иванаом Юрьевичем.

Стрийковский также вспоминает этого царя, называя его Садахматом.

Он пишет, что Завольской Орды царь Садахмат приходил с войском на Подолию ко Львову, много людей взял. Вот только по возвращению, другой тартарский царь, перекопский Эди-Гирей напал на него и разбил его.

Садахмат со своими 9 сыновьями и многими честными мурзами убежал в Литву.

Лызлов с сомнением относится к этой истории, так как опустошая Подолию принадлежавшую Польше он вряд ли мог рассчитывать на лояльность союзной Польше Литвы.

При этом он пишет, что Литва «покрывая лесть свою», Садахмата пленила и чтобы избавиться от подозрений со стороны поляков держала под стражей, и уморила того, в знак дружбы Крымскому царю Эди-Гирею.

В Степенной книге расписан совсем другой сюжет.

Царь Седахмет идя войной на Русь был остановлен на реке Дон крымским царем Эди-Гиреем, который и разбил его. Это было в 1450 году.

Стрийковский же пишет, что тартары Заволжские перешли Дон в 1468 году, вместе с царем своим Маниаком. Где они на 3 части разделились и пошли войно на Литву, Подолию и Влахию.

Литву, Подолия и Волынь крепко пострадали от тартарских набегов. А вот Волохи трижды тартар победили и даже поймали сына царя Орды и своему воеводе Стефану передали.

Царь Орды отправил Стефану, он, угрожая войной потребовал отпустить своего сына Пелена.

Стефан приказал при послах сына царя на части разрезать, после чего послов на кол посадить, оставив только одного, которому прежде чем отпустить, чтобы тот рассказал царю Орды о случившемся, отрезал нос, губы и уши.

По прошествию некоторого времени отправил царь Золотой Орды Ахмат послов своих на Москву, к князю Иоанну Васильевичу Московскому, от которого «по обычаю царей ордынских с басмою», потребовал уплаты дани.

Князь на басму наплевал и растоптал ее, а послов повелел утопить, оставив, опять же одного, чтобы тот смог передать Ахмату его ответ.

Ахмат в 1472 собрал войско и пошел к граду Алексину и сжег его. Но, на обратном пути на реке Оке был перехвачен московитами и разбит.

Ахмат после этого не раз звал князя московского в Орду, но князь послов ругательно опускал и прогонял, ибо два его святителя: Иона митрополит московский и Иона архиепископ новгородский, пророчествовали ему, что не могут быть московские самодержцы быть под ордынскими царями в подчинении.

Стояние на Угре

Терпение Ахмата лопнуло, и собрав в 1480 году всех своих царевичей, уланов, князей и мурз своих, пошел на Москву. Поддержал его даже польский король. В Орде остались только те, кто оружием не владел, так как никого Ахмат не боялся.

Иоанн Васильевич собрал воинство по многим городам, которые стоят на берегу реки Оки. Царь Ахмат, услышав о собрании московских воинств, пошел к Литве, и ожидая польского короля стал на берегу реки Угры.

Московиты ждали его там, и всячески потешались над ним, так как царь Ахмат реку форсировать не мог, так как не знал здешних бордов и переходов.

Пока царь искал броду, московский князь послал в Большую Орду тайно войска свои во главе с присягнувшим ему царем Уродовлетом, городецким и воеводу князя Гвоздева Звенигородскаго.

Они на ладьях по Волге приплыли в Орду, и не встретив никакого сопротивления начали вырезать ордынских стариков, женщин и детей, а города их жечь.

И могли они всех ордынцев уничтожить, но остановил городецкаго мурза по имени Обляз Сильный, который заявил царю: «О царь! Нет смысла великое царство это до конца опустошать и разорять, потому как и ты сам отсюда родом, как и мы все, и это отечество наше. И только поэтому давай уйдем отсюда. Не гневи Бога».

И тогда православное воинство возвратилось из Орды и пришло к Москве с великой победой, приведя немало пленных и добычу немалую.

Царю Ахмату об этом тут же доложили и он тот час от Угры отступил и направился в Орду.

Но пока он возвращался в Орду, налетели на нее ногайские тартары и то, что московиты на успели сжечь дожгли.

После чего они переплыли Волгу и вышли навстречу царю Ахмату и внезапно напали на него прямо в поле. Царь был не готов к нападению. Потому ногайцы и смогли его одолеть.

Царя убил его шурин - мурза Ямтемир.

В Степенной книге о московском походе на Орду за спиной царя Ахмата стоявшего на Угре нет ни слова. За то есть рассказ, про то, как на второй год стояния на Угре напал на царя ногайский царь Иван, убил Ахмата и захватил Орду. С того дня пришла Орда в полное запустение.

Стрийковской пишет, что приход царя к Угре был согласован с королем польским Казимиром, в 1477 году, за три года до описываемых московскими историками событий.

Король Казимир прибыл в Литву и послал своего дворянина к заволжскому царю Шахмату или Ахмату, прося того, чтобы тот помог ему в войне с князем московским.

Царь Орды откликнулся на его просьбу и собрав все свое войско вышел к реке Угре.

Но, когда Ахмат подошел к Угре, Казимир уже передумал воевать с Москвой и подписал с ними перемирие на несколько лет.

Царь заволжский стоял какое-то время на Угре, ожидая повеления Казимира. Так и не дождавшись Казимира, он послушавшись своего гетмана Темира, снялся с Угры и вернулся в Орду.

Гетмана того подкупил московский князь. Он заплатил ему за то, чтобы он вернул Шахмата в Орду.

По возвращению гетман Темир царя за за взятые подарки от московского государя.

После смерти Ахмата царем Орды стал его сын Шахмат. Он нашел себе союзника в лице литовского князя Александра, с которым договорился выступить против Иоанна Васильевича князя московского против Крымской орды общими силами.

В 1501 Шахмат, по договору с Литвой, с 100 000 войском перешел Волгу и Дон, и вторгся в Сиверскую землю, став под Новгородком Сиверским. Опустошив землю до Брянска, и взяв Новградок и другие города предав их послу Александра.

После этого царь Шахмат стал между Черниговом и Киевом, где разбил воинство Менди-Гирея царя Перекопскаго.

Царь долгое время ждал там Александра и посылал ему жалобы свои, на то что, он с большим трудом в эти земли, стоит на бесплодных полях и от голоду и морозов погибает зря. Александр послов одарил, но ничего не ответил.

Тем временем жена Шахматова, не выдержав морозов и голода, с большей частью воинов, бежала к крымскому царю Менди-Тирею.

Воспользовавшись таким подарком Менди-Тирею напал на Шахмата и разбил его.

Шахмат с братом своим Азак-Салтаном и с другими своими мурзами честнейшими, отступил к Киеву, где и стал недалеко. После чего он направил посла к воеводе киевскому, князю Димитрию Путятичу, с рассказом о своих злоключениях.

Воевода не отвечал долгое время, поэтому Шахмат отступил к Белу-граду, надеясь после этого уйти под протекторат турецкого султана Баозита. Которого хотел взять себе в союзники войной идти на Польшу и Литву предавших его.

Но, все оказалось куда хуже, чем ему думалось. Султан турецкий, по просьбе Менди-Гирея, царя крымскаго повелел повелел сенжаку (?) белогородскому пленить его и к себе переправить.

Шахмата это не совсем устраивало и он опять к Киеву отступил.

Воевода киевский, Шахмата пленил, и отправил его в Вильно.

Шахмату удалось выступить перед королем на Сейме, где он высказал свое возмущение сложившейся ситуацией, не понимая почему он ради договора с ними терпит беды и радорения и еще и под стражей оказался.

Шахмата по повелению королевскому отпустили, но на самом деле посадили под домашний арест в городе Троки.

Когда к нему туда прибыли послы ногайские, он с ними поехал на охоту, где и бежал от Алехнамонивидовича, наместника троцкаго.

Поймали Шахмата снова под Киевом, и под стражей вернули в Троки.

Тем временем литовским панам пришло предложение от перекопскаго царя Менди-Гирея, который попросил, чтобы Шахмата заперли под замок. За это он обещал Литве мир и помощь военную, которую он по добрососедски всегда окажет, в отличии от заволжского пленника.

В 1506 году предавший царя король Александр прибыл в Вилню, и повелел Шахмата, по желанию царя перекопскаго Менди-Гирея, предать князю Михаилу Глинскому и отправить в город Ковно где посадить в темницу. В той темницы царь Орды и закончил свое существование. Шахмат был последним царем Большой или Золотой Орды.

После его смерти, как пишется в Степенной московской книге, царь крымской Менди-Гирей стал по статусу правителем Большой Орды.

Князю Иоанну Васильевичу московскому присягнули служить два царевича из Астрахани, Исуп и Байтерек, племянники царя Ахмета.

Когда по сговору Литвы и перекопского царя, Ахмата, последнего наследника Батыева, умертвили. Иоанн Васильевич московской присвоил себе Пермь, Вятку, Югру, области Орды бывшие под властью Ахмата.

Сын его, Василей Иванович, захватил Казанское царство, а его сын, царь и великий князь Иоанн Васильевич (Грозный) взял Астраханское царство.

Так и настал конец Золотой Орде. Которая просуществовала ото дня вторжения Батыя, до смерти Ахмата, 269 лет. Страны и города ордынские попали под владычество московских самодержцев.

Далі буде…