Первый акт Холокоста

1 апреля 2023, 21:18
Когда речь заходит о Холокосте, то первым делом на ум приходит систематическое истребление евреев, которое началось в 1941 г. Однако «Холокост» – это не только геноцид. Это весь комплекс преследований и дискриминации евреев, осуществлявшийся в Германии с момента прихода Гитлера к власти в 1933 г.

«Углубление» нацистской «национальной» революции зимой-весной 1933 г. сопровождалось террором против любых несогласных, а также полукриминальным перераспределением собственности в пользу тех партийных активистов, кто грезил второй – «социальной» – революцией. Значительное число евреев, которых нацисты рассматривали как своих экзистенциальных врагов, пострадали уже в этот «ранний» период. Политических активистов могли схватить, бросить в концлагерь, убить, а у владельцев бизнеса – «ариизировать» собственность в пользу «настоящих патриотов».

Притеснения евреев уже тогда вызвали широкую негативную реакцию заграницей, прежде всего, в Великобритании и США, со стороны еврейских и некоторых христианских организаций, а также отдельных политиков. Активно обсуждалась идея организовать бойкот всех немецких товаров в знак протеста против нацистского беспредела. Впрочем, эта идея была спорной, и даже часть самих еврейских организаций оппонировала бойкоту, утверждая, что это лишь спровоцирует Гитлера на более жёсткие меры.

Тем не менее самого факта обсуждения бойкота и его реализации со стороны некоторых организаций уже было достаточно, чтобы нацисты развернули широкомасштабную пропагандистскую кампанию. Немцев убеждали, что заграницей расцвела германофобия, а немецкие евреи якобы специально врут о своих притеснениях, чтобы раскручивать антигерманские «фейки». В ответ нацисты решили организовать собственный бойкот немецких евреев.

1 апреля 1933 г. у всех магазинов, лавок и контор, принадлежавших евреям, встали штурмовики и гитлерюгендовцы. Они не пускали клиентов внутрь, размалёвывая витрины звёздами Давида и антисемитскими лозунгами. В тот же день отряды штурмовиков наведались в офисы государственных учреждений, вынуждая еврейских чиновников покинуть рабочие места.

Однако по общему мнению первоапрельский бойкот в целом провалился – «широкие народные массы» восприняли его без энтузиазма, и по стране прошёл недовольный ропот, мол «зачем нам мешают покупать товары в любимых магазинах?». Вечером посты штурмовиков были сняты, и на следующий день бюргеры вновь отправились за покупками в знакомые места. Нацистам стало ясно, что общество ещё не готово безоговорочно принять их антисемитскую программу, и его ещё нужно «обработать» пропагандой.

7 апреля 1933 г. был издан закон «О восстановлении профессиональной государственной службы», который предписывал уволить всех евреев и нелояльных чиновников с государственной службы. В тот же день был издан закон о «Допуске к адвокатуре», который отзывал лицензии у всех еврейских адвокатов и оппозиционеров. 
В течение следующего месяца лицензии были отозваны у еврейских врачей, евреи были исключены из спортивных ассоциаций, а в школах и в университетах введена «процентная норма». Осенью «запрет на профессию» был введён для еврейских журналистов, редакторов, деятелей культуры.

Своеобразной «бронью» от всех этих мер являлась «фронтовая привилегия», введённая по требованию президента Гинденбурга. Те евреи, кто либо сам участвовал в Мировой войне, либо чей сын или отец погибли на фронте, могли сохранить прежнее рабочее место.

«Фронтовая привилегия» была отменена в сентябре 1935 г., когда Нюрнбергские расовые законы лишили евреев немецкого гражданства и, следовательно, они автоматически потеряли право занимать государственные и юридические должности.

Окончательное лишение евреев всей их собственности, а также тотальное исключение из всей общественной жизни (включая запрет на посещение «общих» с немцами школ, университетов, больниц, культурных учреждений), произошло в 1938 г. после «Хрустальной ночи». Вскоре евреев стали сгонять в гетто.

Война ещё сильнее радикализировала «еврейскую политику». К 1941 г. планы «эвакуации» сменились полномасштабным геноцидом.