Почему турецкие султаны именовали себя императорами Рима

1 марта 2021, 09:00
После завоевания Константинополя султан Мехмед Фатих принял титул Цезарь Римской империи (Qayser-i Rûm). Он утверждал, что, овладев городом, стал императором новой династией, как это уже случалось ранее в истории.

Современный ему ученый Георгий Трапезундский писал: "столица Римской империи - Константинополь … и тот, кто владеет ею, становится императором римлян, а также правителем всего мира."

Мехмед II,въезд в Константинополь

Свои притязания на престолонаследие Римской империи Мехмед основывал также на кровном родстве с прежней ромейской императорской семьей. Один из его предшественников султан Орхан I был женат на ромейской принцессе. Также, весьма вероятно, Мехмед возводил свой род к Иоанну Комнину.

Иоанн родился в семье младшего сына императора Алексея I Комнина Исаака. Его мать, скорее всего, была русской по происхождению. Иоанн перешел ко двору султана Месуда I. Там он принял ислам и женился на одной из дочерей султана, чьё имя, согласно историку XVI века Псевдо-Сфрандзи, было Камеро (Καμερώ).

Дальнейшая жизнь Иоанна неясна. Неизвестны ни дата его смерти, ни то, чем он занимался при дворе. По легенде, Иоанн получил много земель и богатств, пользовался большим уважением турок за свою эрудицию и знание языков. Его жена, возможно, была женщиной, которая возглавила оборону столицы турок Коньи против нападения двоюродного брата Иоанна, императора Мануила Комнина. Сам Иоанн, вероятно, был уже мертв к этому времени.

Согласно более поздней легенде, у Иоанна и его жены появился сын Сулейман-шах, который предположительно стал отцом Эртугрула, прародителя Османской династии. Легенда была известна османскому султану Мехмеду Завоевателю, использовавшему ее для того, чтобы претендовать на законное наследство империи в качестве потомка Комниных через Иоанна.
Кстати, русские князья и турецкие султаны, возможно, были близкими родственниками:

" Арнольд Любекский в своей хронике Slavorum сообщает, что он присутствовал на встрече Генриха Льва (герцога Баварии и Саксонии) с султаном Кылыдж Арсланом время во паломничества Генриха в Иерусалим в 1172 году. Когда они встретились возле Тарса, султан обнимал и целовал немецкого герцога, напоминая ему что они были двоюродными братьями по крови. Когда герцог попросил рассказать детали, Кылыдж Арслан сообщил ему, что "благородная дама из земли немцев вышла замуж за короля России. У нее была дочь. Дочь этой дамы прибыла на нашу землю, и я родился у нее." Русский король, как предполагается, был Святослав II (сын Ярослава Мудрого)."

Претензии Мехмеда Фатиха на титул Цезаря Римской империи были поддержаны Православной Церковью. Возведенный в сан Константинопольского Вселенского Патриарха Геннадий Схоларий признал Мехмеда законным наследником престола. Титул Qayser-i Rûm носили все османские султаны вплоть до 1922 года, когда монархия была упразднена.

Мехмед II и Вселенский Патриарх Константинопольский Геннадий

В дипломатических сношениях между османами и австрийцами Османская дипломатия была возмущена тем, что австрийцы использовали титул Цезаря. Фридрих III, возводил свою линию к Карлу Великому, получившему титул римского императора, когда был коронован папой Львом III. Хотя он никогда не признавался таковым Восточной Римской империей. Когда разгорелась война и после чего заключены мирные договора, австрийцы (Священная Римская империя) были вынуждены отказаться от использования титула Цезаря в соответствии с Константиновским договором 1533 года. Правда, 1606 году османы утеряли свое политическое превосходство перед Священной Римской Империей.

Любопытно, что последнему ромейскому императору Константину XI, не оставившему потомков, могли наследовать его племянники, сыновья одного из его покойных братьев. Дети были приняты Мехмедом на придворную службу почти сразу после падения Константинополя. Старший мальчик, принявший имя Хас Мурад, стал личным фаворитом Мехмеда и служил беллербеем (генерал-губернатором) Балкан. Младший, которого начали именовать Месих-Паша, стал адмиралом османского флота и санджак-беем (губернатором) провинции Галлиполли. В конечном итоге он дважды назначался Великим Визирем при сыне Мехмеда Баязиде II.