Почему важно интересоваться позднесоветским периодом татарской истории

13 июня, 08:37
По поводу того, почему современные татары мало интересуются позднесоветский периодом.

 

Всё дело в том, что чем дальше, тем меньше вообще можно говорить о сознательной национальной интеллигенции, к которой можно бы было выстраивать связь. Потому единственный вариант — восстанавливать прерванную традицию через тексты. Конечно, период позднесоветский тоже нужно изучать, но вопрос с каких позиций

Есть ещё одна проблема, тот национальный образ, который формировала советская власть и противопоставляла зарождающейся татарской буржуазной (то есть городской) культуре, он деревенский. В итоге и позднесоветская элита является выходцами из деревень. Но проблема в том, что по итогу образу жизни городского населения как раз больше импонирует городская дореволюционная культура, нежели советско-деревенская. Я скажу это на своём примере, для меня это стало в своё время открытием и я заинтересовался татарским как раз когда нашел, что оказывается тут были какие-то тексты, богословие, философия, мистицизм и тд. Аль-Хикма аль-Балига для меня гораздо интереснее, чем музыка Салавата или татарский соцреализм.

А вот как раз копание в средневековье, какие-то шумеры, сабантуи, ансамбли песни и пляски, это всё у меня вызывает в лучшем случае классовое непонимание. Я никогда не жил в деревне, от реальной деревенской жизни далёк. https://t.me/fikerdeslek/4877

Почему важно интересоваться позднесоветским периодом:

1. До революции татары жили фактически в режиме мягкого апартеида. За его стеной они выстроили собственный мир, с параллельной культурой и параллельной инфраструктурой. 

2. В 1917-1937 все это было разрушено, сожжено дотла и посыпано солью. 

3. В общем, и целом, эффект прерывания традиции у тюрко-мусульманских народов выражен гораздо ярче, чем у славянских. 

4. Во-первых, татарский образованный класс был истреблен в большей степени, чем русский. Нельзя сказать, что он был уничтожен до последнего человека. Но он был уничтожен до последнего мужчины.

5. Во-вторых, негосударственная культурная инфраструктура татар пострадала гораздо больше, чем государственная инфраструктура русских.

6. В-третьих, двойная смена письменности с арабицы на латиницу, и с латиницы на кириллицу сделала старую Persianate культуру практически недоступной для сколько-нибудь широкой аудитории.

7. К 1953 году ситуация стала необратимой. Старый мир был уничтожен, и возврат к нему был принципиально невозможен. Как раньше - уже не будет. Будет иначе, по другому.

8. Так, никакого возврата к старой ситуации мягкого апартеида, который и делал возможным параллельную культуру, параллельную систему образования и т.д., быть уже не могло. Татары больше не составляли и не могли составлять параллельное общество, как это было до революции.

9. И вот тут - поворот сюжета. Уже через несколько лет после завершения сталинского террора, ТАССР начинает явным и очевидным образом эволюционировать в татарское государство.

10. Которое не было похоже ни на какие формы существования татарского народа до 1917 года. Что совершенно нормально, и я бы даже сказал, тавтологично. С течением времени, формы общественной организации меняются и должны меняться. Как раньше - уже не будет.