Потерянные десятилетия Чингисхана

Военно-административные реформы 1204 г. закрепили сверхмилитаризацию монгол, жёстко структурировав новую степную политию. Данную дату можно рассматривать, как венец всех предыдущих усилий Чингисхана.

Каждый раз срезая племенную знать, он растасовывал племена по военно-административным/тактическим единицам: в одном тумене могли служить сульдузы, джалаиры, барласы, урянхаи и т.д. Т.о. уничтожались старые родоплеменные связи.

Империя Чингисхана не была конфедерацией племён, а полноценной вертикаль-интегрированной структурой.

Трудно сказать, делал он это сознательно или нет. Скорее всего жизненный опыт... Опыт негативный, ибо родственники его часто предавали. А вот десятичная структура и военное дело в целом вызывают вопросы. С 1186 - 1196 в биографии Чингисхана лакуна, не отмеченная какими-либо событиями.

Историк Павел Ратчневский назвал этот период "потерянным десятилетием Чингисхана".

В 1221г. эмиссар династии Сун (юж.) Чжао Гун заявлял, что Чингисхан провёл 10 лет в рабстве в цзиньском Китае.

В целом логично, учитывая, что все проигравшие вожди бежали в Китай (который в рамках политики поддержания баланса в степи помогал беглецам восстановить власть. Известна "политика истребления совершеннолетних" практикуемая чжурчжэньской династией Цзинь, регулярно отправлявшей карательные походы в степь).

Видимо неопытный Темучин там познакомился с военным искусством Китая и тонкостями управления, как некогда Филипп Македонский и царь Тигран (провели молодость заложниками у более развитых соседей).

Характерно, что до поражения при Далан-Балджут, Чингисхан не проявил себя как выдающийся военный. А после 10-тилетнего перерыва это уже командир другого класса (Чингис вернулся в степь с карательным походом цзиньцев во главе с Ваньян Сяном).

Таким образом, мы наблюдаем прямую диффузию китайских военно-административных методов в степь, как и писал Мак-Нил в седые 50-е, а вслед за ним С.А.Нефёдов (интересен и кейс Уильяма Х. Мак-Нила, не являвшегося кабинетным историком.

В годы ВМВ он был артиллерийским офицером, а позднее разведчиком на Балканах: связистом у албанских партизан в районе Салоник и помощником военного атташе в Греции. Посылал аналитические отчёты в Вашингтон).