Пример «новой обрядности» у радикальных коммунистов 1930-х годов

«Научно-материалистическое сознание этих людей предвосхищало общество, свободное от архаичной потребности в зрелищах и ритуалах. Показательна позиция Ем. Ярославского, председателя Союза воинствующих безбожников, когда он приводил пример радикализма товарища, который «написал завещание: когда я умру, я завещаю мой труп отдать в мыловарню и сделать из него мыло (для трудящихся)». (Профессор Виктория Смолкин-Ротрок - «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», №3-4, 2012)

Ещё интересные данные от профессора истории Виктории Смолкин-Ротрок – о том, что эпицентром религиозности в СССР была Украина:

«Из 10797 церквей и 2625 молитвенных домов во всём СССР (на 1 января 1954 г.) 7710 (63,2%) были в Украине, и такая пропорция более или менее сохранялась в течение 1980-х. Русская православная церковь в значительной мере осталась украинской по своему составу».

Вместе с Молдавией и Прибалтикой эта цифра превышала 70%.

Но главное, как указывает Смолкин-Ротрок, в советское время РПЦ фактически была центром украинства (украинского священства или русского, но вынужденного ориентироваться на Украину как на главный центр практического православия и доходов в то время).