Про Сербию в начале ХХ века

3 февраля 2023, 23:23
Кажется, у нас не очень представляют, что такое Сербия в начале ХХ века. Рассказываю:

1. После обретения независимости в XIX веке за власть собачились две династии (обе, что характерно, в борьбе за эту независимость отличившиеся) – Обреновичи и Карагеоргиевичи. Последних правильно будет произносить как "Караджорджевичи", с очень мягким "дж" – извините, у нас тут балканские славянские языки. Обреновичи считались проавстрийскими, а Карагеоргиевичи – пророссийскими. 

2. В стране аж в 1888 году появились конституция – но это никого не волновало. Правящие Обреновичи занимались всевозможными художествами, в числе которых репрессии, политический сыск, цензура, вечно растущие налоги и т.п. – вели себя как абсолютные монархи, в общем.

Красивый эпизод: в 1893 году молодой король Александр собирает министров на ужин, поднимает за них тост, в конце которого заявляет, что все они арестованы, потому что слишком какую-то самостоятельную политику ведут. Учитывая, что королю на момент действа было 16, министров МОЖНО ПОНЯТЬ. 

3. В 1903 году терпение сербов лопнуло – как и водится, с треском. Тот самый король Алекандр, который подавлял нормальную политическую жизнь, опираясь на военных, сам себя перехитрил. 

Военным абсолютистские замашки перестали нравится довольно скоро, только они не ныли в газетах и прокламации не писали (как оппозиция), а подготовили заговор. Ночью, как и положено, заговорщики ворвались во дворец, увлеченно перебили всю охрану, потом долго искали короля (король, как и положено, отсиживался в шкафу). Потом нашли, зарубили короля и королеву саблями, а трупы выкинули в сад. 

На волне всеобщей радости по этому поводу, в Сербию из изгнания вернулись Карагеоргеивичи, и с тех пор правили. 

4. Из этих военных заговорщиков впоследствии образовалось общество "Черная рука", которое на самом деле скучно называлось "Объединение или смерть". Общество, как мы помним, отличилось летом 1914-го в Сараево. 

5. Кого собирались объединять сербские националистически настроенные военные? Ясен пень, СЕРБОВ. А чего, хочется спросить (и спрашивали), разве сербы уже не живут у себя в государстве? Тут, конечно, всплывает очень важный – и часто игнорируемый – выверт сербской национальной идеи рубежа веков. В Сербии мечтали о "Великой Сербии" на землях средневековой империи царя Стефана Душана. 

Когда критики справедливо указывали, что-де ребята, ну у Душана-то рыхлая мультиэтническая средневековая империя, а вы хотите национальное государство строить, а на землях-то теперь хорваты живут, македонцы, боснийцы – идеологи сербского национализма хором отвечали, что в глубине души ВСЕ ОНИ СЕРБЫ, просто не подозревают. 

6. Когда Сербия в результате Балканских войн получала кое-какие из вожделенных территорий, местное население тут же принялись "осербивать". Особенно доставалось славянам-мусульманам, которым вообще в большинстве своем пришлось либо уехать, либо сменить идентичность. 

Еще один красивый эпизод: сербские военные на недавно полученных (македонских) землях разрушают османские постройки. В дело вмешивается британский консул, у которого сердце кровью обливается, и говорит, что это на самом деле памятники эпохи царя Душана, ну вот так тогда строили, да. Сербские военные отстают. Благодаря этому в Скопье до сих пор стоит турецкий мост XVI века.