Однако с точки зрения критического анализа, она не столько документирует реальность, сколько формирует мифологическое обоснование для социальной, политической и религиозной системы, нужной церковной власти, которая на тот момент оставалась едва ли не единственной устойчивой вертикалью правления.
ПВЛ служила инструментом в руках духовенства, чтобы укрепить своё влияние, создать комплекс национальной неполноценности и оправдать исторические манипуляции, которые способствовали усилению вертикали власти. ПВЛ заслужено стала основой для мифологии “Третьего Рима”, способствовавшей возвышению Москвы не только как политического, но и нового духовного центра.
Миф о призвании варягов: инструмент формирования комплекса национальной неполноценности
Одним из центральных мифов ПВЛ является легенда о призвании варягов: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами”.
Этот нарратив стал основой комплекса национальной неполноценности. Согласно этой версии, сами жители Руси оказались неспособны к самоорганизации и чтобы как-то существовать призвали внешнюю силу для управления.
То есть, не выбранный народом, не сын народа, а призванный завоеватель - лучшая из форм правления, для тех кто сам такого представителя родить не способен.
Как этот миф работал:
Он оправдывал действия захватчиков, так как обосновывал идею о нормальности приглашения внешних правителей, будь то варяги или монголы. Эта линия логики внушала, что зависимость от оккупационных сил – это не поражение, а вынужденная мера, направленная на некое улучшение качества жизни, историческая закономерность.
Мифологизация призвания варягов становилась инструментом для оправдания любых последующих актов подчинения внешним захватчикам. Например, монгольская власть теперь воспринималась как логическое продолжение установленной модели.
Кроме того, этот миф подчеркивал необходимость сильного централизованного управления, что укрепляло позиции Владимира, а затем Москвы как преемника власти и центра нового порядка.
Миф о древнем Новгороде: удобная ретроспектива
ПВЛ также создаёт представление о Новгороде как о древнем и значимом политическом центре. При том, что Новгород на тот момент был важной факторией – торговым и экономическим узлом, который только начинал набирать силу. Создание мифа о “древнем” Новгороде позволило задним числом узаконить его роль в формировании Руси и стать основой для другого мифа, о котором речь пойдет далее.
Реальная цель мифа:
Оправдать богатство и важность Новгорода в церковной системе. Для церкви было важно закрепить контроль над богатым торговым регионом, оправдывая его значимость историческими традициями.
Убедить паству, что центр церковной и светской власти может смещаться в зависимости от обстоятельств, как например, от Рима к Константинополю, от Новгорода к Киеву, от Киева к Владимиру.
Этот миф также создавал почву для принятия будущих изменений центра власти. Логика смещения центров укоренилась в сознании, что сыграло на руку возвышению Москвы.
Миф о переносе сакральной столицы: подготовка к переезду церковной кафедры
Перенос центров власти из Новгорода в Киев, а затем во Владимир, Сарай или Москву в ПВЛ преподносится как некая историческая норма. Однако этот процесс был скорее стратегией церковной власти, нежели естественным развитием событий. Более вероятно, что митрополит Кирилл II (митрополит Киевский с 1246 по 1281 годы) изначально планировал перенести столицу Руси не во Владимир или Москву, а именно в Сарай-Бату – столицу Золотой Орды. В 1261 году он добился создания там Царской (или Сарайской) епархии и даже ездил в Никею для получения соответствующего одобрения. “Царская епархия стала первым шагом к закреплению духовного присутствия в самом сердце Орды”, – говорили позднейшие хронисты.
Создание не Московской епархии, а именно о Сарайской (Царской), прямо указывает, что приоритетом церкви всегда были деньги. И центр она свой пыталась разместить там, куда денег стекалось более всего.
Как работал этот миф:
Церковь использовала идею смены столицы, чтобы оправдать перенос своей кафедры ближе к экономически выгодным центрам.
Идея переноса центра власти, позволяла церкви оставаться неподвластной земным ограничениям.
Переносы кафедры воспринимались как некая вынужденная необходимость, что оправдывало алчность и стремление к контролю над новыми финансовыми потоками.
Эта мифология в значительной степени укрепила впоследствии идею о ”Третьем Риме”, где Москва представлялась наследницей и сакральным центром Руси, оправдывая её политическое и духовное доминирование.
ПВЛ как инструмент оправдания алчности церкви
На протяжении XIII века церковь активно адаптировалась к новым экономическим и политическим реалиям, следуя за источниками богатства. ПВЛ предоставила идеологическое прикрытие этим манёврам. Легенды о призвании варягов, древнем Новгороде и переносах центров власти создавали нарратив, в рамках которого все действия церкви выглядели логичными и неизбежными.
“Повесть временных лет”, в том виде, в котором она нам досталась, это не просто летопись, а инструмент манипуляции сознанием, созданный церковью для укрепления своей власти. В основе мифов, изложенных в хронике, лежали конкретные политические и экономические цели. ПВЛ не просто описывала прошлое, но активно реконструировала его, чтобы внушить народу идеи смирения, терпимости к угнетению и необходимости церковного руководства. Анализируя её содержание, важно понимать, что за каждым мифом стояли вполне реальные материальные интересы – укрепление влияния церкви и её контроль над богатством Руси. В дальнейшем эти мифы сыграли ключевую роль в формировании концепции “Третьего Рима” и утверждении Москвы как нового центра духовной и светской власти.
Использованная литература: источник