Шула, глава семьи Эгиби, выручал соседей, выдавая им займы - за мешок зерна надо было отдать, после сбора следующего урожая, два - но соседи были ему благодарны и, наверное, считали его своим спасителем...
Первые глиняные таблички, нотариальные записи, согласно которым к Шуле переходила недвижимость его должников или сами должники в качестве рабов, датированы 715 г до н.э. - и именно этот год принято считать датой основания торгового дома Эгиби - одного из самых богатых в истории Вавилона.
Потомки Шулы удачно развили его бизнес, догадавшись сдавать получаемую ими недвижимость в аренду, а еще - придумав сдавать в аренду рабов.
Глиняные таблички позволяют восстановить множество бизнес-историй, случившихся в Месопотамии
Это стало очень удачной придумкой - на Востоке рабы (основную их массу составляли пленные) принадлежали, как правило, лично государю и использовались для возделывания его полей или на общественных работах.
Между тем нужна в рабах в частных хозяйствах была довольно ощутимой - и Эгиби восполняли этот дефицит, бесперебойно поставляя живую силу на частный рынок.
Кончилась история дома Эгиби полным их разорением - последний из упомянутых представителей этой семьи, некий Мардук-нацир-апли, в последней из найденных табличек, где фигурирует имя его рода, заключает сделку, по которой раб, владелец тростниковой хижины, обязуется не только предоставить свое жилище сыну Мардук-нацир-апли, но и ежедневно кормить его.
Это случилось в 685 г. до н.э., а спустя всего три года и сам Вавилон будет стерт с лица земли ассирийцами.
Вавилонские ростовщики, которых, разумеется, и кроме Эгиби было в этом городе множество, исчезнут, но никуда не исчезнет ростовщичество, которое куда как старше самого Вавилона.
Историки думают, что ростовщичеству примерно столько же лет, сколько и организованному человеческому существованию - потому что всегда существовали люди, обладавшие какими-то излишками, и всегда находились нуждающиеся в них.
Царь Хаммурапи и стелла с его законами
Про земледельцев, на примере Шулы, мы уже упомянули, но находятся свидетельства того, что подобное существовало и у скотоводческих племен, только взятый в пользование скот полагалось вернуть с приплодом - в итоге рано или поздно у кого-то скапливались огромные стада, управляемые рабами-пастухами, кто-то всю жизнь балансировал на грани рабства и рано или поздно попадал в кабалу, а у кого-то, в противовес им, скапливались большие богатства.
В найденных кабальных договорах ярко рисуются настоящие драмы - случаи, когда в рабство попадает не только сам заёмщик, но и члены его семьи, включая детей - обычное дело...
Понятно, что подобные отношения нуждались в регулировании, и самые первые из известных законов касались не только вопросов безопасности (описывались кары за убийства, увечья, побои и насилие), табу (кровосмешение или обязанность помощи старым и малым) но и - вопросов имущественных споров, где ведущей темой было отношение заемщиков и должников.
Не вдаваясь подробно в детали написанного на стеле Хаммурапи и написанного позже - вплоть до нашего времени, скажем только, что законы всегда трактовали право заемщика не получение компенсации.
Римский ростовщик
Ростовщиков, мягко говоря, не любили, более того, зачастую даже царские особы их не слишком жаловали.
Образ ростовщика - это образ корыстного злоумышленника, наживающегося на проблеме близкого - соседи или даже родственника.
Правители не раз пытались как-то смягчить отношение должника с кредиторами законами - например, легендарному царю Соломону приписывается закон, согласно которому должник отвечает по кредиту имуществом, но не личной свободой.
На земле такого должника устанавливался каменный столб, на котором было начертано, что земля эта находится в управлении кредитора.
Обнаружившие такие столбы греки назвали их hypotheke - залог, заклад - привычное нам слово "ипотека" берет начало оттуда.
Античные философы (да и думающие люди во всем мире) втолковывали правителям, сколь сложно, а иногда и вовсе невозможно управлять народом закредитованным, "ждущим любую войну, любое бедствие и любую свару", которая списала бы их долг. В их жизни нет перспектив, их бедственное положение не оставляет им выбора перед любой подлостью и любым злодейством, если им представится вдруг, что подлость или злодейство способно как-то переменить их нынешнюю судьбу.
Рабство в Риме. Подавляющее большинство рабов - должники, не сумевшие расплатиться за займы. Обычай "отработать" был распространен во всех странах
Однако, шли века, и ростовщичество не исчезало из жизни ни одного из народов Земли - всегда, в любом обществе, находились нуждающиеся и обладающие излишками - первых нужда заставляла соглашаться с кабальными условиями вторых, которые пользовались случаем приумножить свое состояние.
Ни одна мировая религия не обошла вопрос ростовщичества стороной, поскольку для паствы этот вопрос был, зачастую, определяющим, жизненно важным - не находя решения своей проблемы в своем земном существовании, люди пробовали искать ответа у богов.
Разве что буддизм, воспевающий жесточайшую аскезу, как смысл и главную ценность земного существования, не ответил прямо на вопрос о ростовщичестве - хотя аскеза сама по себе как бы исключает эту тему из круга обсуждаемых.
Иудаизм, как религия весьма древняя и узкая, никак не нацеленная на привлечение инородцев к правильной вере (хотя, как нам известно, принятие иудаизма не семитскими народами встречалось в истории и поощрялось иудеями), решила этот вопрос просто, характерно той эпохе, когда это решение было принято: "Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы владеть ею", и далее: "и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать".
Христос изгоняет торговцев их храма. Вместе с торговцами удален и золотой телец. Авторы истории о Христе современны и сейчас: всегда люди стремились к наживе, и всегда эта страсть казалась чем-то не слишком приличным, не достойным занятием.
В определенный момент эти положения Второзакония, которым следовали рассеянные по всему свету после разрушения римлянами Иерусалима в 70 году сыны Израилевы, вызвали массовые гонения и преследования евреев как на Востоке, так и на Западе - но об этом мы поговорим чуть позже, пока остановимся на том, что ростовщичество внутри своего сообщества было религией запрещено (что, как мы понимаем, не отменило самого этого явления вовсе - просто за займами приходилось либо обращаться к иноземцам, либо сами займы приобретали внешне характер обмена - товара или денег на возврат товара плюс дополнительные услуги).
Христианство, с его призывами к всеобщему равенству, быстро завоевывало сердца беднейших, в частности, потому, что резко осуждало ростовщичество (припоминая "грабительский процент").
Дать деньги в долг под проценты, в христианском понимании, означало - загубить свою душу, что было для истово верующих куда важнее прямого запрета (или, по сути, являлось прямым запретом).
Для верующих это было важным, если не радикальным, отличием христианства от язычества - предшествующая римская эпоха была эпохой ростовщичества на всех уровнях жизни.
Римский сенат - собрание не только знатнейших и прославеннейших римлян, но и, своего рода, крупнейшая кредитная корпорация
Юний Брут хвастался, что ссудил деньги царю Каппадокии под 48% - это, заметим, был относительно щадящий процент, успешными считались сделки, процент по которым превышал 75.
Имена крупнейших римских ростовщиков знакомы (правда, по другому поводу, в другом аспекте) любому, кто не проспал школьных уроков истории - это Цезарь, Красс, Сулла, Лукулл - да практически любой известный нам исторический персонаж, включая борцов за права обездоленных, братьев Гракхов.
Полибий довольно скурпулёзно описывает, как весь Рим, от богатейших и знатнейших, до весьма малоимущих, с азартом вкладывался в предприятия по займам, иногда зарабатывая на этом, иногда - если заёмщик оказывался несостоятельным - разоряясь.
Говоря современным языком, римское общество представляло из себя большое акционерное общество или даже - большую биржу, где акциями служили векселя.
Христианское общество, сменившее "общество упадка", как именовали позже период римской истории христианские богословы, обрушились с критикой на его обычаи давать деньги в рост не сразу.
Настоящую борьбу против ростовщичества христианские проповедники повели только тогда, когда христианство стало доминирующей религией Запада - хотя еще незадолго до крещения императора Константина, в 325 году, Никейский собор запретил всем духовным лицам взимать проценты.
Дальше, в плане решений и постановлений, было еще жестче - обязательно поговорим об этом, когда будем обсуждать историю возникновения банковской системы.
Христианство не одобряло ростовщичества, но рыцарскому ордену тамплиеров, например, давать деньги в рост - дозволялось. Они же не наживы ради, а во славу Христа...
Скажем лишь коротко, что и религиозное лицемерие и лицемерие политическое и общественное всегда, во все эпохи и при всех режимах и верованиях, находят лазейки для нарушения любых запретов - и в средневековой Европе именно монастыри стали крупнейшими ростовщиками (попутно, с большим успехом, обвиняя во всеобщем обеднении вследствие кредитного ярма евреев, которым, как мы помним, их религия не запрещала ссужать деньги "гоям").
Ислам - религия еще более молодая, чем христианство, и встречаемая населением на заре его распространения с не меньшим, чем христианство в начале его пути, воодушевлением, уже прямо, в лоб, запрещает ростовщичество (называемое в коране "риба").
При этом ислам, различая грехи тяжкие и не тяжкие, считает занятие рибой грехом тяжким и не искупимым.
Важно, что во времена Мухаммеда современное ему общество было, говоря современным языком, перекредитовано и переполнено "плохими долгами", а процентные ставки достигали 300 и даже 400% (в чем, конечно же, со временем обвинили - как вы думаете, кого? - правильно, евреев, хотя крупнейшими ростовщиками и были знатнейшие рода Медины и Мекки).
Торговые предприятия арабов зависели от кредитования: для того, чтобы запастись товарами для обмена, надо было вложить в их приобретение деньги, нет товара - нет обмена. При этом давать деньги в долг было запрещено. Но можно было обговаривать доли прибыли от будущих торговых предприятий
Запрет ростовщичества, однако, не означал (и не означает и сегодня) полного запрета банковской деятельности.
Мухаммед, будучи сам весьма успешным и сведущим в торговых делах человеком, понимая, что, не закупив товар - не продать товар, а на закупку нужны деньги, предложил довольно современный вариант вложений, который можно описать, как инвестирование - то есть вложивший в предприятие деньги делит с исполнителем как доходы, так и риски.
Полагаю, что и для Мухаммеда лично, и для современного ему общества это было довольно понятным и однозначно приемлемым предложением, так как и риски, и доходы караванной торговли в те годы были весьма высоки, а сами "предприятия" - упомянутая караванная торговля - требовали относительно краткосрочных вложений.
Некоторые современные нам экономисты полагают, что данная форма кредитования интересна при краткосрочных операциях, в основном - торговых, и никуда не годится при кредитовании промышленности, где важны "длинные" деньги, а делиться долей в случае успеха предприятия не всегда интересно и приемлемо для самого работающего, зачинателя, изобретателя, и даже склонны именно этим объяснять разрыв в промышленном производстве Запада и Востока, хотя, стоит сказать, что единого мнения по этому поводу нет.
Любая остановка каравана - повод что-то купить или что-то продать
Более того, современный ислам, толкуя откровения Мухаммеда весьма точно, говорит о том, что нельзя брать "несправедливые, необоснованные проценты", и есть некоторые смягчения с того момента, как, например, в обиход вошло понятие "инфляция", или в том случае, когда дающий в долг способен как-то обосновать свое участие в кредитуемом им предприятии.
По сути, все религии сходны в одном и критикуют ростовщичество за одно и то же - нельзя получать прибыль, ничего не делая для этого.
Что входит в некоторые противоречия с представлением о функциях денег и товарно-денежных отношениях, разработанных апологетами капиталистического учения...
В заключении - насчет "особого пути" православия, потому что в последнее время часто встречаются суждения насчет того, что это католики, будучи "неправильными" христианами, ростовщичество поощряли, тогда как "правильные", православные, не позволяли себе такого никогда...
Квентин Майссес, "Ростовщики". Видно, художник без особой симпатии относился к героям своего полотна. Впрочем, менялы в XVII веке - это уже совсем-совсем иная история, довольно далеко "откочевавшая" от ростовщичества в его более раннем смысле. Если когда-то будет продолжение теме ростовщичества (его логично будет назвать уже "банки", например, то - начну тот, будущий рассказ, с этой картинки
В самом деле, православной церкви еще с 1274 года предписывалось проверять кандидатов на священный сан: "не грешны ли блудом, убийством, насилием, а также ростовщичеством" (то есть ростовщичество ставилось в один ряд с самыми тяжкими преступлениями), но - действительность искупала эти скромные прегрешения, и православные монастыри, как и католические на Западе, были крупнейшими ростовщиками страны вплоть до революции.
Разрешить противоречие между деньгами как двигателем торговли и производства, с одной стороны, и грехом стяжательства без затрат труда человечеству, в общем-то, и по сей день не удалось - но о том, какой путь оно прошло и проходит для достижения какого-то баланса - поговорим позже.