"Русские витязи Паулюса"

16 февраля 2018, 16:23
2 февраля в России прошло очередное победосие в честь 75-летия окончания Сталинградской битвы. Правда, в патриотическом угаре скрепы забыли упомянуть одну важную деталь - КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ солдат,, воевавший в составе 6-й армии Паулюса был русским.

2 февраля в России прошло очередное победосие в честь 75-летия окончания Сталинградской битвы. Правда, в патриотическом угаре скрепы забыли упомянуть одну важную деталь - КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ солдат,, воевавший в составе 6-й армии Паулюса был русским.

Уже в сентябре 1942 года, когда первое немецкое наступление на Сталинград, начавшееся в районе вокзала и Мамаева Кургана, было остановлено красноармейцами, в политотделы и отделы НКВД армий под Сталинградом стали поступать сообщения с фронта о том, что против них нередко сражаются «бывшие советские военнослужащие». «Боевой дух красной армии никуда не годится» — писал домой офицер 79-й пехотной дивизии. За время битвы около 13500 солдат и офицеров было расстреляно за «предательство»! Это число равняется полноценной дивизии. «В горящем городе мы не можем позволить себе гауптвахту», — говорил Чуйков, но тем самым он дал возможность своим солдатам переходить на сторону Вермахта.

Боевой путь русских в составе 6-й Армии начался практически с первых боевых соприкосновений её с частями Красной Армии. Большой скачок в численности добровольцев произошёл во время освобождения области Войска Донского летом-осенью 1942 года. С течением времени постоянно росло число добровольцев в боевых подразделениях 6 армии, равно как и в подразделениях обеспечения: шоферы, подносчики боеприпасов, сапёры, связные и прочие (фигурирует цифра в среднем по 27% русских в дивизиях 6 армии).

Командир батальона 76-й пехотной дивизии Йохен Лезер вспоминает, к примеру, как двое красноармейцев добровольно присоединились к боевым порядкам его подразделения непосредственно сразу после пленения, и продолжили участие в бою, причём один из них стал вторым номером в расчёте пулемёта, а когда первый номер погиб, занял его место.

Отмечались случаи добровольного перехода на сторону германских войск не только одиночных красноармейцев, но также и небольших стрелковых подразделений и «переезды» танков вместе с экипажами.

На самый драматический момент Сталинградской эпопеи количество русских в рядах 6 армии оценивается от 50 до 70 тысяч человек, так же называются цифры до 90 тысяч бойцов. Короче говоря, русские бойцы были второй по численности национальной группой 6 армии после немцев, превосходя числом румын, итальянцев и хорватов.

Что же касается цифры в 50 тысяч человек, то она возникла не только что. Она фигурирует в работах историков Манфреда Керига и Рюдигера Оверманса, занимавшихся проблемой определения общей численности окруженной группировки. Они выводили ее из данных по численности русского вспомогательного персонала в дивизиях 6-й армии. К сожалению, в статье Оверманса, публиковавшейся в международном сборнике «Сталинград. Событие. Воздействие. Символ», изданном в середине 90-х годов, не приводится этих выкладок. Один из авторов плюсовал к этим 50 с лишним тысячам тех добровольцев и «хиви», которые находились вне дивизий, и доводил общую численность русских солдат 6-й армии до 77 тысяч.

В принципе, для конца 1942 года 2-2,5 тысяч «хиви» на дивизию это вполне нормально. Интересный факт — даже во время боёв в части Сталинграда, контролировавшейся германскими войсками, были созданы местные органы власти из жителей города — бургомистры, старосты, вспомогательная полиция. Но наибольший след в обороне Сталинграда русские добровольцы оставили в самый драматический момент — в последний период обороны, в момент капитуляции и после.

Незадолго до развязки из части русских бойцов была сформирована дивизия, вошедшая в историю под названием «Фон Штумпфельд», названная так по имени командира — генерал-лейтенанта Ганса Иоахима фон Штумпфельда. Дивизия активно участвовала в боях, пополнялась бывшими красноармейцами, постепенно численно росла, офицерские должности заполнялись добровольцами из бывших офицеров РККА.

А тем временем жестокие бои в окружении продолжались. И 25 января монолит 6 армии дал первую трещину — командиром 51-го армейского корпуса генералом артиллерии фон Зейдлицом-Курцбахом был отдан приказ, разрешавший командирам полков и батальонов сдаваться в плен без особого приказа. Паулюс приказ, разумеется, тут же отменил, но свою роль приказ сыграл — началась сдача в плен отдельных солдат и подразделений.

2 февраля наступила развязка — капитулировала Северная группировка генерала Штреккера. Но добровольческие подразделения не капитулировали — они были предоставлены самим себе и начали действовать самостоятельно. Кто-то решил пробиваться и погиб, кто-то всё же пробился, как например, казачье подразделение есаула Нестеренко. Дивизия «Фон Штумфельд» заняла глухую оборону и продержалась от нескольких дней до недели (считая с 2 февраля), последние подразделения стояли насмерть на Тракторном заводе.

Но и это ещё не все. Организованное сопротивление вроде задавлено — начались партизанские действия групп русских и немецких солдат. Надо сказать, что подземные коммуникации города этому способствовали — свидетельствует современный любитель истории: «Известно, что под Сталинградом находится большая сеть фактически необследованных подземных галерей. Многие из них были вырыты ещё в старину. Но в конце 30-х годов в Сталинград прибыли специальные команды строителей метро из Москвы, которые вели какое-то масштабное подземное строительство. Мне не удалось найти сведения, зачем и для чего строился подземный город.

Во время боёв в городе, этими подземными коммуникациями активно пользовали немецкие и русские войска, а так же мирное население. Там создавались госпиталя, убежища, склады коммуникации использовались для манёвра войск и т. д.

Но самое интересное, что и немцы вели свои подземные работы в Сталинграде и окрестностях. Довольно масштабное подземное строительство велось в районе Кондитерской фабрики (интересно, что работы велись до конца января 1943, после чего немцы взорвали все входы в подземелье).
Известно также про подземный объект в районе Городище. Там так же велось активное строительство весь период окружения. По рассказам местных жителей в первых числах февраля 1943 (после того как сдался Паулюс, но ещё оставалась северная группировка) туда пришли крытые брезентом машины и все входы так же были взорваны. По некоторым данным строительство этого объекта вели морские части.
Короче говоря, проиграв сражение наверху, последние немецкие и русские солдаты 6-й армии переместились под землю, нанося удары по советским войскам. Об этом свидетельствуют люди, привезённые для восстановления руин Сталинграда. В частности, есть воспоминания очевидца — на территории всё того же Тракторного завода и его окрестностей в марте-апреле 1943 года действовали вооруженные группы, выходившие на охоту из подвалов.

Так же есть свидетельства о разгроме на территории завода «Баррикады» группы из примерно 200 бойцов. Периодически некоторые группы пытались выйти — по свидетельствам очевидца, бывшего работника НКВД, 4 мая 1943 года в районе города Константиновск (400 км. от Сталинграда) была обнаружена группа одетых в красноармейскую форму солдат, в результате операции в плен попали 5 немецких и 2 русских солдата, показавших на допросе, что являются солдатами 6 армии и их группа пробивалась из Сталинграда к своим.

Русские добровольцы были расстреляны сразу же после допроса, а немцы отправлены в Ростовское НКВД. Таким образом, русские добровольцы на стороне Вермахта сыграли значительную роль в битве за Сталинград, держались до последней возможности, в ряде случаев до последнего солдата и последнего патрона; некоторые пробивались к основным немецким силам уже после того, как 6-я Армия перестала существовать...