Сатаналинизм

20 октября 2023, 23:53
До сих пор развито представление о том, что народ безропотно принимал сталинизм. Но документы показывают, что это не так.

Просто формы сопротивления были не силовыми, а традиционно российскими – в форме тихого саботажа. Читаю сейчас работы историков, как крестьяне в 1940-е годы всячески уклонялись от работы в колхозах. К концу 1940-х оплата в колхозах стала совсем символической (например, в Челябинской области – 180 г зерна за один трудодень, и даже в хлебных областях Черноземья – 0,5 кг).

Об этом читаю у д.и.н. Олега Хасянова на примере колхозов Ульяновской и Куйбышевской областей («История: факты и символы», №3, 2016

«В конце 1940-х – начале 1950-х наметился глубокий кризис колхозно-совхозной системы, что явилось продолжением общего кризиса сталинской модели социализма. Одной из острых проблем экономической жизни советского государства в послевоенное время оставался вопрос трудового участия крестьян в хозяйственной жизни. Жизненные стратегии колхозного крестьянства в послевоенное время всецело были направлены на работу на своем приусадебном участке, а не на общественном производстве. Анализ документов различных партийных учреждений и организаций свидетельствует о том, что в послевоенной колхозной деревне шёл неуклонный процесс снижения количества колхозников, принимавших активное участие в колхозном производстве.

По некоторым хозяйствам число колхозников, уклоняющихся от работы, достигало 85-90%. Так, в колхозе «Парижская коммуна» Астрадамовского района Ульяновской области в сентябре 1945 г. из 311 трудоспособных колхозников работу в артели игнорировали 276 крестьян. В Кутузовском районе Куйбышевской области из числа 5081 трудоспособного колхозника за первый период 1946 г. не выработали минимума трудодней 1169 человек. Из них 20 колхозников были осуждены. По некоторым колхозам Куйбышевской области процент колхозников, уклоняющихся от работы в общественном производстве, достигал «огромных размеров». Так, в артели «Красная Аврора» из 123 членов колхоза установленный минимум трудодней в 1946 г. не выработали 53 человека, в колхозе «Красный партизан» из 109 человек на работу ежедневно не выходили 55 членов колхоза.

В очередной раз, урезая размеры приусадебных участков, правительство стремилось мотивировать колхозников к активной трудовой деятельности в колхозах, но с учётом отсутствия материальной заинтересованности крестьян в результатах своего труда ситуация с трудовой дисциплиной так и не была исправлена. Даже после принятия специального Постановления правительства в 1947 г. в Куйбышевской области 18.949 колхозных дворов «вновь самовольно захватили 1476 га колхозных земель». В данных условиях 2 июня 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «О выселении в отдаленные районы страны лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». По своей сути этот Указ является одним из самых репрессивных законодательных актов послевоенного СССР, направленный против колхозного крестьянства. Неслучайно, В.Ф.Зима практику реализации данного Указа назвал «вторым раскулачиванием».

Только за второе полугодие 1948 г. из пределов Ульяновской области в районы Лены, Оби и Енисея на основании положений этого законодательного акта было выслано 326 человек. Вместе с ними «добровольно выехало 190 человек членов их семей». Несмотря на жёсткие меры, предпринимаемые правительством в период позднего сталинизма, проблема преодоления нарушений трудовой дисциплины колхозников властями не была решена. Так, даже в 1955 г. районный прокурор Малокандалинского района Ульяновской области Терехин отмечал, что «за 5 месяцев 1955 г. в колхозе им. Ильича 147 колхозников, или 31% от общего количества, не выработали ни одного трудодня; в колхозе «Победа» не выработало ни одного трудодня 49 человек».