Секретные эшелоны 48-го

23 февраля 2016, 16:00
По предположению доктора исторических наук М.Бугая (Россия), эта очередная репрессивная волна выбросила из родных домов более 500 тыс. крестьян

Двадцать февраля 1948 года Президиум Верховного Совета СССР принял тайный Указ «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный и паразитический образ жизни». А накануне 8 марта того же года его начали активно выполнять. Касался указ, кстати, главным образом женщин.

По предположению доктора исторических наук М.Бугая (Россия), эта очередная репрессивная волна выбросила из родных домов более 500 тыс. крестьян. Только по подозрению в сотрудничестве с ОУН и только из Западной Украины было депортировано 182543 человек.

Некоторые считают, что тот зловещий указ раз и касался «западников». Но это не так. Мои журналистские расследования мало упоминаемой даже историками независимой Украины темы показывают, что внесудебные расправы над беззащитными и невинными тружениками села сталинский режим ударными темпами делал как раз на востоке и юге нашей республики.

Вот цитата из официального документа — протокола заседания исполкома Гуляйпольского ра-ионной Совета депутатов трудящихся в апреле 1948:

«1. Общественный приговор общего собрания колхоза имени Сталина Успеновской сельсовета от 3 апреля 1948 о выселении за пределы Украинской ССР Сухова Ивана Ивановича, Свекла Кузьму Прокоповича, Цыб Ирину Дмитриевну, Свекла Марию Михайловну вынесен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 признать законным».

Но — ни одного упоминания о протоколе самого собрания колхозников. Потому вряд ли они и проводились. Репрессировали невинных людей, как правило, по единоличному решению местной номенклатуры. По разнарядкам «сверху». Райисполкомы же оформляли протоколы по шаблону.

Это был крайнее проявление цинизма власти в отношении граждан. Если в 1937-м и последующих годах Большого террора прикрывались хоть какой-то видимостью следствия и суда над «врагами народа», то в 1948-м опасны для местного начальства «элементы» репрессировали за любыми даже тогдашним законам. Дело в том, что уголовное законодательство того времени не предусматривало такого наказания, как «выселение в отдаленные районы».

Цинизм был тройной: формально репрессировали сельских тружеников за невыполнение трудминимуму за прошлый, 1947-й год, но тогда свирепствовал голод, люди пухли без еды и медицинской помощи, кто мог выполнить норму трудодней? Репрессировали без оснований; репрессировали главным образом женщин и девушек, жен и дочерей солдат Победы, и именно 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию и декларацию о правах женщин и детей. Украина, как известно, формально выступила одной из стран-основательниц ООН.

Приведу еще один документ, удостоверяющий перетягивание на себя функций карательного органа исполкомами местных советов. Из протокола того же Гуляйпольского исполкома:

«… Камай Мария Федоровна, здоровая, 1913 года, не выработала минимума трудодней в 1946 и 1947, не участвовала в работе колхоза … Муж ее, Камай Василий, работая старшим сторожем в колхозе и возглавляя группу воров по краже из кладовой колхоза хлеба в 1947 г., был пойман с поличным и осужден народным судом на 5 лет лишения свободы … » (Запорожский областной государственный архив, Ф . 182 сп. 4, с. 115, л. 153).

Комментировать лишнее. Мужчина и «группа воров» пытались спасти собственные семьи от голода в 47-м и попали за решетку. А как можно прокормить семью, когда на трудодень выдавали 50-100 граммов зерна … Конечно, жена «вора» — первая кандидатура на выселение. В ходе расследования мне открылось немало ужасных фактов.

Одну 18-летнюю девушку, например, которая не захотела стать наложницей председателя колхоза, также выставили за пределы Украины, обвинив в том, что в 1941 году (когда ей исполнилось всего 11!) Она якобы сожительствовала с немецкими офицерами. Хотя вообще-то оккупантами в Гуляйполе были не немцы, а румыны и венгры.

Инициатором же массового произвола относительно украинских селян выступил не кто иной, как первый секретарь ЦК КП (б) У Хрущев. Об этом писал еще в 1999 году «Международный исторический журнал» (ноябрь-декабрь). В разгар продовольственного кризиса в СССР в феврале 1947 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), который обсудил меры для подъема сельского хозяйства.

Зловещая роль Никиты Сергеевича заключалась в том, что он предложил добиваться «подъема» проверенными режимом методами — усилением репрессий. На его предложение было сформировано особую комиссию в составе заместителя председателя Совета Министров СССР Берии, первого секретаря ЦК КП (б) У Хрущева, секретарей ЦК ВКП (б) Суслова и Кузнецова, министра госбезопасности Абакумова, министра внутренних дел Круглова, министра юстиции Горшенина, генерального прокурора Сафонова. Через несколько дней председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник подписал Указ «О выселении …» Сталин одобрил текст и поставил резолюцию «не для печати». (Журнал «Источник», № 2, 1994, с. 92-93).

Интересно, что этим же числом датирован и Указ «О направлении особо опасных преступников после отбытия наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР». Итак, мудрая партия приравняла украинских крестьян к особо опасных преступников. А уже 2 июня, пожалуй, обобщив и одобрив положительный опыт коммунистов Украины во главе с Н.С.Хрущевым (между прочим, первого лауреата Государственной премии УССР имени Т.Г.Шевченко в области литературы за 1961-й год. — Авт. ) Москва выдает соответствующий «всесоюзный» Указ о выселении всех «злостных лиц» отовсюду в отдаленные районы.

Кощунство эпохи в том, что эти Указы (и тайный, и опубликованный) никто не отменял. По крайней мере так утверждают российские историки. Наши же осмотрительно молчат. Возможно, потому что дальше исследования голодомора 1933 года не продвинулись.

И если бы Украина оставалась доныне в составе СССР, те Указы с юридической точки зрения можно было бы применить к любому из современных жителей села, которые превратились в сезонных работников, и не выполняют, конечно, трудминимум.

Конечно, инициатива Хрущева ни была личной. Так — проявление мудрой коллективной политики ЦК КП(б)У по украинскому народу. Одним мечом «управляющая и направляющая сила» рассчитывала встряхнуть колхозников востока которые порасслаблялись во время немецкой оккупации и отвыкли от большевистских порядков, другим била по крестьянам хозяйствам, которые в 1939 не знали счастья колхозного строя и не желали вступать в «оптовый» после Победы.

Как бы там ни было, это еще одна мало изученная трагическая страница истории Украины. Проходит 65 лет с начала массовой расправы над нашими соотечественниками-крестьянами, а Верховная Рада никак осмелится приравнять этих обездоленных людей хотя к жертвам политических репрессий.

Двадцать лет назад кинорежиссер-смельчак Я.Лупий снял о тех событиях полнометражный художественный фильм «Секретный эшелон». Главный герой там сопротивляется системе, борется за свою выселенную семью. Но фильм до сих пор не доступен широким кругам зрителей.

Не могу точно сказать, сколько на самом деле украинцев неправедно были репрессированы по тому «хрущевскому» Указу — 500 или более тысяч? Но сегодня в государстве объявляется траур, когда погибает несколько граждан одновременно или в результате производственной катастрофы или техногенной аварии. И это — правильно. А что же бедные колхозники 1948? Изгнаны и забыты?

Несколько лет назад подавал в Секретариат Президента Украины В.Ющенко проект соответствующего Указа о реабилитации и памяти жертв «инициативы Хрущева». В ответ — молчание.

И все же верится, что заключенные «секретных эшелонов» 48-го не будут забыты и этот эпизод нашего прошлого отразят в учебниках истории.