Согласно сообщению византийского автора Феофилакта Симокатты, в VI в существовало родственное аварам племя забендер. Возможно, оно осело на Северном Кавказе и дало имя городу.
Название может быть этимологизировано из иранских языков, как «крайняя дверь» либо «белый дом, дворец»
По преданию, основан персидским шахом Хосровом I Ануширваном (531—579), построившим ряд крепостей на кавказско-иранской границе.
В эпоху арабо-хазарских войн выступает как главный город хазар. Находясь к северу от Дербентского прохода, долгое время оставался недостигаемым для арабских войск, Семендер был взят в 737 в результате тщательно подготовленного похода Марван ибн Мухаммада. После этого хазарская столица была перенесена дальше от кавказской границы в Итиль, расположенный в низовьях Волги. Область Семендера превратилась в южную окраину каганата, но в городе продолжало жить хазарское население.
В IX—X веках превратился в крупный торговый центр. Отличительной чертой экономики было развитое виноградарство. Сады на примыкающей к нему территории насчитывали 40000 виноградников. Структура населения повторяла столичную, то есть состояла из представителей трёх религиозных общин: иудеев, мусульман и христиан. Об управлении города информации чрезвычайно мало. По одним данным, он имел собственного правителя, по другим — в нём сидел родственник хазарского царя. Область Семендера носила в Х в название Джидан и не входила в личный домен хазарского царя. В 968/969 город был разрушен в результате похода русского князя Святослава Игоревича.
По данным арабских географов, Семендер располагался где-то поблизости от Каспийского моря в 4(8) днях пути от Дербента и 7(8) от Итиля. Археологическая локализация затрудняется обилием средневековых городищ в современном Дагестане. Чаще всего Семендер отождествляют с более поздним городом Тарки. Согласно другой точке зрения, он мог находиться в низовьях Терека у современного Кизляра.
Тарки (ныне один из пригородов Махачкалы) на гравюре XVII века в книге путешествий Адама Олеария немецкого путешественника, географа и ориенталиста
Использованная литература: источник