ТОРГОВАТЬ ИЛИ ГРАБИТЬ

27 октября 2020, 11:52
Торговые пути кормили. Кормили всех, кто оказывался в нужном месте, на пути следования товара. Способов кормления, собственно, было два: торговать или грабить.

Причем чаще всего эти способы успешно совмещались.

Некий арабский купец, например, оставил нам историю о том, как судьба забросила его и его попутчиков в некий портовый городок.

Царь принял их радушно, накормил и обогрел, помог починить их суда и дал им провизию в дорогу.

Путники были растроганы до слез.

Монгольские всадники и захваченные ими рабы

Расставаясь с царем, однако, они прикинули (цифры складывались в голове как-то сами собой, помимо их воли - во всяком случае, купец пишет об этом без всяких эмоций и душевных мук, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся), сколько денег они могли бы выручить, если бы захватили царя со свитой и продали бы его в рабство.

Алчность возобладала: царь со свитой неосторожно подошли к кораблям слишком близко, купцы, воспользовавшись численным преимуществом, захватили их, погрузили в отплывающие корабли, а затем с великой прибылью продали их на одном из невольничьих рынков.

В описании этой истории в изложении торговца нет ничего: никаких мук совести, никаких этических терзаний, впрочем - никакой особой похвальбы нет тоже, есть лишь скромное описание хорошо проведенной и прибыльной сделки.

Аравийская пустыня. Легко представить, насколько изнурительным путешествием было её реодоление, особенно до того, как человек приручил верблюда. К тому же стоило опасаться нападений разбойников, которые могли появиться в любой момент.

В древности, "когда все начиналось" и только-только создалась древнейшая из известных нам цивилизаций - шумерская, - на землях земледельцев-шумеров не было меди. Ближайшее к ним месторождение находилось на расстоянии более 2 тысяч километров, в землях "Счастливой Аравии", на территории нынешнего Йемена.

Верблюд еще не был приручен, преодолевать такие расстояния морем тоже получалось плохо, и караваны нагруженных зерном ослов двигались через всю Аравию. В Йемене, где каменоломни были единственным намеком на цивилизацию, продукты обменивали на медь.

А все население тогдашней Аравии промышляло грабежом, гоняясь за караванами. Дело было рискованное - подготовленные к такому обороту событий караванщики вполне могли дать довольно жесткий ответ.

Это заставляло небольшие рода кочевников объединятся для нападений.

В районе XXIV века до н.э. на пути следования караванов появляются города, или, точнее сказать - стоянки, приюты для путников.

Часто города в оазисах появлялись как караван-сараи, место безопасного отдыха и пополнения запасов для путников

Это более сильные племенные союзы, способные охранять оазисы от других, менее удачливых, начали строить собственные "таможни", предлагая купцам на небольшую долю от их имущества охрану и кров.

Самые древние из аравийских городов появились именно в это время.

Но и после того, как нашлись другие источники меди, этот путь, на короткое время угасший было, с новой силой возродился уже несколько позже: "счастливая Аравия" была источником мирры и ладана, которые были так востребованы в средневековой Европе, а чуть позже стали важным перевалочным центром на пути пряностей и шелка.

"Таможни", как и все иные способы охраны караванов, довольно быстро обрастали институтами власти: племенным главам было важно сохранить права на основной доход за собой и своими потомками.

В домусульманскую эпоху дилемма "торговать или грабить" так и не была решена в тех краях, зато с принятием ислама наступил поистине расцвет восточной торговли, торговать стало прибыльнее и безопаснее, чем грабить, хотя, как мы видели это в приведенной выше истории, грабить так и не перестали, рабы - обычный товар, отказываться от прибыли и проходить мимо нее было глупо.

Пиратский (или все-таки торговый?) корабль

Но по всему востоку, от Танжера и Момбасы до Шанхая и Брунея, протянулись городки, в которых тон задавали арабские купцы. Обращение в ислам было выгодным: захваченных в плен единоверцев предписывалось отпускать со всем имуществом, христиан и иудеев можно было обирать, но не убивать, с язычниками можно было делать, что угодно.

В городах и портах была четкая "тарифная сетка" для взимания пошлин - с мусульман положено было брать 2,5% от стоимости товара, с "людей книги", иудеев и христиан - по 5%, с остальных - по 10%.

Собственно, нет ничего удивительного в быстром распространении ислама далеко за пределами Халифата исламской идеологии - жизнь в сердце городов, рынках, регламентировалась арабскими купцами, быть мусульманином было и безопаснее, и выгоднее.

Торговцы, узбекская миниатюра

Грабить, тем не менее, не переставали даже в сердце ислама, в Аравии, но все-таки - в средние века не было более безопасного и "клиентоориентированного" торгового пути, чем путь через исламские страны, где арабские общины "передавали", бережно и с выгодой, проезжающих купцов из рук в руки по всему маршруту.

Ровно то же самое, только не под знаком полумесяца, а под знаком креста, видим и и на другом конце земли - Ганзейский союз, в который входило более 200 городов в акваториях Северного и Балтийского морей, имел собственный Устав, нанимал свои армии и даже чеканил собственную монету, а флот Ганзы очистил Балтику от пиратов.

Выгоду от "оседлывания" торговых путей понимали все, в том числе и самые отчаянные разбойники, самые умные и удачливые из которых основывали государства, а государство - это такой механизм, который позволял получать многократно большую прибыль, если не на очевидно законных основаниях, то, хотя бы, на основаниях, которые можно было как-то истолковать и объяснить подданным.

Наверное, самым удачливым разбойником, создавшим гигантскую империю, был Тамерлан - но он до конца своих дней не переставал заниматься ограблением соседей.

Если вдруг кому-то покажется, что грабежном занимались только в Азии, то - нет, это не так. Вот европейский средневековый миниатюрист заречатлел разграбление города захватчиками.

Собственно, вопрос был, кажется, исключительно в наличии сил, которыми располагали местные племена: если людей на обустройство "таможен" и контролем за территорией не хватало, если они были разобщены, то грабеж - единственное средство выживания и единственный способ "приникнуть к цивилизации", которая радовала и удивляла диковинными, а иногда и просто необходимыми для выживания, товарами.

Монгольские племена выживали за счет скотоводства, а достаток им давал грабеж. Но, когда Чингисхан сумел объединить племена в сильно государство, то возникла поэтически изложенная доктрина о том, что "в Монгольской империи девушка с золотым блюдом в руках могла пройти от края до края и сохранить как блюдо, так и невинность".

Заплатив пошлину, естественно.

Монголы на великом шёлковом пути

Говорят, что на гигантском протяжении захваченных Чингисханом земель торговые пути и вправду были самыми безопасными в истории, вот только продолжался этот период, по историческим меркам, весьма не долго.

Впрочем, вышеизложенная поэтическая доктрина так и не смогла вовсе остановить грабительские набеги: ничего не производящее государство не могло добиться положительного внешнеторгового баланса: не на что было покупать товары из других стран.

Но, по мере ассимиляции коренных монголов местным оседлым населением проблемы "не производства" отходили на второй план, а политика осколков монгольской империи становилась все менее и менее агрессивной.

Грабежи всегда становились большой проблемой для любой цивилизации. Наверное, самый затяжной в мире конфликт - японско-китайский - был начат именно по той причине, что японские пираты затеррориризировали китайских купцов.

Дело было в XIII веке, Японию разрывали гражданские войны, пираты могли чувствовать себя привольно, и, видя бессилия властей обуздать пиратство, Китай прерывает торговые отношения с Японией.

Нападение японских пиратов - вокоу - на китайский корабль

Это привело к длинной череде конфликтов между государствами, и торговля между этими странами была возобновлена только в ХХ веке.

Морали не будет: "торговать или грабить" - актуально и по сей день, касается ли это политики тех или иных государств или действий конкретных компаний.

Просто понаблюдайте - сами все увидите...