Несмотря на обрывочные сведения о государственности Османов, историки предполагают, что Эртогул, глава османского бейлика, и его сын, Осман, были обычными племенными вождями, совершавшими набеги на византийские земли в поисках добычи.
Предположение о кочевом характере государственности Османов подтверждается практикой отправки Сельджуками на окраины своего государства не приспособленных к оседлой жизни кочевников.
Именно так Эртогул получил от Сельджуков, организовавших поход на Византию, в свое владение за военные заслуги земельный надел (удж).
В сущности, никому не принадлежавшую землю.
Удж Эртогула ничем не отличался от любого другого, кроме единственного фактора: удобного местоположения.
Территория бейлика лучше остальных подходила для быстрого преодоления границ.
Но самое главное, рядом с бейликом Эртогула располагалась процветающая провинция Византии - Вифиния.
После захвата крестоносцами Констанинополя, Никея, ключевой город Вифинии, стала временной столицей византийских императоров.
При возврате столицы в Константинополь в 1261 г., Вифиния, под давлением кочевников и воинов-гази (вольных и фанатичных борцов за утверждение ислама) стала быстро ослабевать.
Сыграли свою роль не только интересы византийских аристократов, перенесших свое внимание с Анатолии на Балканы, но и восстание в Вифинии пограничных воинов, фактически оголивших границу государства.
Часто бывало, что византийцы, уставшие от постоянных набегов и слабости центральной власти, добровольно переходили под власть тюрков.
При этом, избавляясь от налогового гнета своего христианского правителя.
Все более успешные грабительские рейды Османов способствовали обогащению бейлика Эртогула и росту его популярности у воинов-гази.
Но захваты византийских земель имели и побочный эффект.
Массовое оседание кочевников в течении десятилетий вело к разрушению полукочевого уклада жизни.
И, как следствие, к трансформации османской государственности.
Использованная литература: источник