В начале X века князь Симеон I, добившись впечатляющих побед над Ромейской Империей (Византией), вынудил её признать его царем или "Базилеусом болгар и римлян", что соответствует византийскому титулу императора.
Примечательно, что в письменных источниках того времени нет упоминаний о Симеоне как о "Царе" — этот термин отсутствует в официальных документах. Базилевс есть, царя нет, хотя во всех источниках пишут, что именно Симеон I был первым в истории Царем.
Хотя везде пишут, что термин "царь" происходит от римского "кесарь", на самом деле это ложь.
"Царь" происходит от тюркского слова "Сар" ("Car"), что означает "золотой", "божественный" или "светлейший" и соответствует титулу, подобному римскому "Августу" — символу божественной власти и величия. Сравнение с "цезарем" скорее символическое, нежели буквальное, что подчеркивает уникальность болгарской титулатуры. Принятой затем в тюрсксом мире, а затем и в Москве.
Эволюция титула
После захвата Болгарии ромеями в XI веке государственность была восстановлена в конце XII века, когда возникло Второе Болгарское царство (1185–1396). Его правители, продолжая традиции Симеона, именовали себя "царями". Например, Калоян был титулован "царём болгар и влахов", а Иван Асень II — "царём болгар и греков". Эти титулы символизировали их власть над различными народами, подчёркивая имперские амбиции Болгарии.
Однако византийские и западноевропейские источники часто указывали на "неравность" титула болгарских правителей в международной иерархии. Для Византии они оставались "архонтами" или "князьями", что отражало дипломатическое желание уменьшить их статус.
Третий период: Болгария как царство
После неожиданного освобождения Болгарии в результате русско-турецкой войны (1877–1878) страна приобрела статус автономного княжества. В 1908 году правитель Фердинанд I объявил полную независимость Болгарии, а себя провозгласил царём. В международной практике этот титул приравнивался к королевскому, что указывало на иерархическую разницу с императорскими домами великих держав.
Значение титула «царь»
Болгарские правители, начиная с Симеона I, использовали тюркский титул "Царь" или "Сар" ("Car") не только как символ имперских амбиций, но и как средство подчеркнуть уникальность своей державы. Это понятие стало культурным и историческим наследием, которое отразило стремление Болгарии к политической независимости и равенству с великими империями.
Третье Болгарское царство просуществовало до 1946 года, когда коммунистическое правительство свергло монархию и провозгласило республику. Но историческое значение титула "Царь" продолжает вызывать интерес, символизируя богатую и сложную историю болгарского государства. И указывает на большое значение его культуры для Москвы, перенявшей от болгар не только этот титул, но и имперскую идею "Третьего Рима".