Турки - пленные третьего сорта в России

30 мая 2023, 17:04
В Турции закономерно победил Эрдоган. А я сейчас как раз читаю о положении турецких пленных в России в Первую мировую войну («Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки», 2011).

Среди турецких пленных сразу были определены два сорта людей. К высшему, т.е. с лучшим содержанием, россияне отнесли турецких греков и болгар, к низшему – собственно турок и армян. Про армян определили, что они своим образом жизни и отношением к России не отличались от турок.

В целом же все военнопленные противника были поделены на три сорта. Высший – немцы и венгры, средний – славяне (туда же попали турецкие греки), низший – турки. Это отличие проявлялось в тяжести работ, питании, местах содержания и т.д.
Турок как низший сорт военнопленных повезли в Сибирь и на Дальний Восток. И вот результаты этой перевозки:
«Как полагает американский историк турецкого происхождения Йюджель Йаныкдаг, в течение зимы 1915 г. лишь 200 из 800 турецких пленных, направляемых в лагеря Приамурского военного округа, достигали места своего назначения. Остальные же погибли в пути от холода и лишений.
Хотя приведенный показатель уровня смертности (75%) выглядит чудовищным, мы должны признать, что он вполне сопоставим с истинным, ибо по нашим оценкам, зимой 1914-1915 гг. в России погибло до 50% турецких военнопленных».

Лишь во второй половине 1915 года отношение к туркам стало меняться – когда правительство поняло, что в экономике не хватает рабочих рук. Вместо ржаного хлеба, который желудки турок не переносили, им стали давать пшеничный хлеб. Обновлялась их одежда, появились врачи. Но и тогда к туркам как работникам относились хуже всех военнопленных – их посылали на самые тяжёлые работы:
«Фраза «желательно турок» фигурирует в заявках работодателей на выделение пленных несравненно чаще, нежели «немцев» или «венгров».

Их жаждали видеть на подземных работах в рудниках и в открытых карьерах, на цементных и шпалопропиточных заводах, на торфоразработках и строительстве ирригационных сооружений.
Однако особо ценили турок строители железных дорог. Одним из наиболее ярких подтверждений тому может служить следующая телеграмма Главноначальствующего г. Архангельском и Беломорским водным районом в Морской Генеральный Штаб от 6 апреля 1917 г.: «Для спасения Мурманской железной дороги необходимо самым экстренным порядком выслать в Кемь и Кандалакшу 11.000 пленных, желательно турок знакомых с земляными и каменными работами».
Понятно, что на таких работах турки гибли интенсивнее других военнопленных.

Начали менять турок на российских военнопленных тоже позже всего.
«Если обмен врачами, санитарами и инвалидами между Россией, с одной стороны, и Германией и Австро-Венгрией, с другой, был начат уже в 1915 г., то соответствующие переговоры с Турцией растянулись чуть ли не до конца войны. К примеру, из 108-го сводного эвакогоспиталя, расположенного в Петрограде и специально предназначенного для приёма и дальнейшей репатриации военнопленных, признанных инвалидами, первые турецкие солдаты в количестве 24 чел. убыли через Швецию на родину лишь 26 сентября 1917 г. К тому моменту через этот госпиталь было репатриировано уже 19.296 военнослужащих германской и австро-венгерской армий».