Турция пытается научиться жить без персонифицированного верховного начала

В России, особенно среди мусульман, гуляет миф, что кемалистский XX в. - почти сталинизм, а военные в Турции -  своего рода коллективный Сталин.

На самом деле, не было тотального террора в духе «вождя всех времен и народов». Нельзя отождествлять с ним даже радикальный кемализм (до 50х). 

Все сложнее. Военные все-таки дозировано, но разрешали выборы, партии, плюрализм, частную собственность. Свергали заигравшихся, на их сугубый взгляд, политиков в союзе с другими стоявшими на вторых ролях гражданскими и даже казнили некоторых, но потом опять разрешали другим приходить во власть. Они, конечно, военные и кемалисты, но не враги себе. Пытались поддерживать баланс в обществе, как его понимали, ведь так проще, чем исключительно грубой силой, сохранять контроль над страной. Ну, и перед Западом надо было изобразить хоть какую-то демократию, особенно для и после вступления в НАТО. Декларирование европейского вектора никто не отменял. 

Это касалось даже умеренных исламистов (религиозных консерваторов). И они отвечали властям определенной взаимностью. Да, их временами запрещали, разгоняли и жестко преследовали. Но те воссоздавали свою партию (Национального порядка, Спасения, Благоденствия, Процветания, Счастья) под новым названием и ей позволяли зайти в парламент. Гуру «политического ислама» Эрбакан был вице-премьером в разных правительствах с 74го, пока в 96м не возглавил страну. 

Исламисты (в подавляющем большинстве) никогда не шли против Турецкой республики как таковой. Они могли жестко бодаться с военными и секуляристами, но оставались патриотами и твердыми государственниками. Турецкое государство и для них в числе высших ценностей. Эрбакан, например, активно поддерживал своих заклятых партнеров, которые насолили ему лично, во время кипрского кризиса 74го. 

В итоге военные сначала ненадолго посадили, а потом уже особо не мешали Эрдогану (ученику Эрбакана) модернизировать страну так, как он хотел, причем даже в сфере религии. Многим не нравилось то, что делает правящая с 2002го Партия справедливости и развития, но они в целом приняли ее как историческую неизбежность.

Нелюбовь к исламистам не затмила разум генералитету (в отличие, например, от Египта) - они не очень понимали, скорее, чувствовали, в чем и в ком нуждается общество и государство. 

Военные и Эрдоган с большим трудом нашли общий язык. ПСР в ответ на сопротивление инициировала судебные процессы, в результате которых отдельные одиозные армейские бонзы оказались за решеткой. Но это преодолели под соусом, что все хотят силы и процветания для Турции, разнятся только мнения, как их достичь.

Долгое время военные заменяли султана - сохраняющего баланс в политической системе страны арбитра. В XXI в. Турция пытается научиться жить без персонифицированного верховного начала. Таковым, по идее, должны быть конституция, выборы и общеэлитный консенсус, что при всех разногласиях главное - национальный интерес. Осталось только согласовать его понимание.