В 1930-е Япония оставалась одной из немногих стран, которые принимали евреев

23 августа 2021, 09:38
США и Канада заворачивали корабли с беженцами назад, а Япония их принимала, так что к началу войны в ней скопилось около десяти тысяч евреев.

В 1941 г. в Японию прибыл полковник гестапо Йозеф Майсингер, чтобы убедить японское руководство решить этот вопрос. Но японцы не хотели принимать окончательное решение, не выслушав обе стороны. Вскоре в генштаб вызвали двух лидеров общины - раввинов Шацкеса и Калиша. 

Генералы задали им два вопроса:

1. Почему наши союзники так сильно вас ненавидят?

2. Почему мы должны принять вашу сторону, а не их.

Шацкес замялся, а вот Калиш выдал абсолютно гениальный ответ, который по хорошему надо бы приводить как образец в любых учебниках по ведению переговоров. Он сказал так:

“Потому что мы азиаты, как и вы”

Будь он глупее, он мог бы пуститься в длинные исторические, религиозные, социологические рассуждения. И это было бы фатальной ошибкой. Дело даже не в том, что японцы во всем этом не ориентируются, а в том, что им поебать. Чужая боль никого не волнует. Поэтому чтобы убедить их принять благоприятное для себя решение, Калиш ударил не по своей, а по японской боли. 

А что за боль была у японцев тогда? Да то что их за людей не считали. Еще с революции Мэйдзи японцы пытались добиться от европейцев признания равного с ними статуса. Казалось, что после побед в Русско-Японской и ПМВ они были близки к этой цели. А вот хрен. На учредительной конференции Лиги наций (предшественника ООН) японцы потребовали включить принцип равенства рас в устав Лиги. И их послали.

Представитель Британии лорд Сесил заявил, что это настолько флеймоопасная (controversial) тема, что ее и обсуждать-то не стоит. Премьер Австралии Билли Хью уперлся рогом и объявил, что 95% австралийцев принципиально отвергают идею равенства. Хью пришел в политику как профсоюзный активист и пресечение азиатской иммиграции было одним из главных пунктов его повестки. Белый рабочий класс Австралии очень не любил конкурировать с китайцами и японцами.

В общем, понятно, что тема расового равенства была для японцев крайне болезненной. Мы построили современное государство и современную экономику, из раза в раз побеждаем европейцев в войне. А нас все равно держат за каких-то унтерменшей. 

Короче выстрел Калиша пришелся прямо в яблочко. Окончательного решения в Японии так и не случилось.

Hint: Если вы хотите убедить в чем-то собеседника, поменьше думайте о своей боли, и больше - о его. Стройте аргументацию соответственно.