Вклад западных союзников в победу на советско-германском фронте

21 мая 2018, 10:04
Советский Союз внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне и вполне мог победить Германию даже без помощи армий западных союзников.

Путин, выступая на параде 9 мая 2015г ода, поблагодарил западных союзников, но довольно своеобразно, фактически принизив их вклад в победу. Он сказал: “Благодарны народам Великобритании и Франции, Соединенных Штатов Америки за их вклад в Победу. Благодарны антифашистам разных стран, которые самоотверженно боролись в партизанских отрядах и в подполье. В том числе и в самой Германии”. Далее он упомянул Китай, который, “как и Советский Союз, потерял в этой войне многие и многие миллионы людей. И через который проходил главный фронт борьбы с милитаризмом в Азии”. И добавил: “Отважно бились с нацистами и воины Индии.

Твердое, непримиримое сопротивление фашистам оказали сербы. На протяжении всей войны нашу страну активно поддерживала Монголия”. Поскольку вклад Англии и США никак не конкретизирован, у аудитории создается впечатление, что вклад главных советских союзников был соизмерим с вкладом “активно помогавшей СССР” Монголии. А насчет вклада Китая Путин пошел на прямую ложь, поскольку в действительности вклад Китая в победу над Японией был несоизмеримо меньше, чем вклад Америки.

Как было на самом деле

Американские и британские вооруженные силы вынесли основную тяжесть борьбы с люфтваффе и кригсмарине. В борьбе против западных союзников Германия потеряла около 60% своих самолетов и пилотов и понесла более 95% потерь своего флота. Давайте гипотетически представим себе, что Германия имела бы возможность воевать с Советским Союзом один на один и использовать против СССР в 2-3 раза больше самолетов, чем это было в действительности. Смогла бы тогда советская авиация хоть когда-нибудь завоевать господство в воздухе? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.

Только с марта по сентябрь 1944 г. выпуск авиабензина в Германии, осуществлявшийся почти исключительно на заводах синтетического горючего – главном объекте союзных бомбардировок в тот период, – снизился со 181 тыс. т до 10 тыс. т, а после некоторого роста в ноябре – до 49 тыс. т – в марте 1945 г. полностью сошел на нет. А это было главным фактором, приковавшим к земле люфтваффе в последние месяцы войны. (Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг. Пер. с нем. М.: Издатинлит, 1956. С. 149-150.)

Для борьбы с Англией Германия вынуждена была строить сотни подводных лодок, отвлекая для этого значительные ресурсы, что не позволило ей отправить на Восточный фронт дополнительные тысячи танков и самолетов. Если бы не англо-американские авиация и флот, Советский Союз не смог бы устоять против германского натиска. А связанная борьбой с Америкой Япония не могла нанести удар по советскому Дальнему Востоку.

А могли бы западные союзники победить без СССР? 22 мая 1942 г. в Лондоне Молотов спросил Черчилля: “Какова будет позиция Великобритании, если СССР в 1942 году не выдержит в предстоящих боях напора, который Гитлер наверняка постарается сделать максимальным?” Черчилль ответил так:

“Если русские будут побеждены или советская военная мощь будет серьезно подорвана немцами, Гитлер, по всей вероятности, двинет как можно больше своих войск и воздушных сил на Запад с целью вторжения в Великобританию. Он может также ударить через Баку на Кавказ и Персию. Это поставило бы нас перед серьезнейшей опасностью, и мы бы ни в коем случае не чувствовали уверенности в том, что располагаем достаточным количеством сил для отражения этого удара. Поэтому наше благополучие зависит от сопротивления Советской Армии.

Тем не менее, если против ожидания Советская Армия будет побеждена и наступит худшее из худших, мы будем драться и надеемся с помощью Соединенных Штатов завоевать подавляющее превосходство в воздухе, которое в течение следующих 18 месяцев или 2 лет даст нам возможность подвергнуть уничтожающим атакам германские города и промышленность. Более того, мы будем поддерживать блокаду и высаживать на континент десанты во все более увеличивающемся количестве. В конце концов мощь Великобритании и Соединенных Штатов одержит верх. Нельзя пройти мимо того факта, что после падения Франции Великобритания одна противостояла в течение целого года многочисленным гитлеровским победоносным дивизиям, обладая лишь плохо вооруженными войсками”. (Ржешевский О. А. Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии. Документы, комментарии. 1941-1945. М.: Наука, 2004. С. 115.)

Если бы в 1942 году немцам удалось основательно разгромить Красную Армию и захватить Баку, резко сократив возможности советского сопротивления, то Англия и США продолжили бы борьбу до появления у американцев атомной бомбы. В этом случае, очевидно, первой мишенью для применения ядерного оружия стала бы не Япония, а еще не разгромленная к осени 1945 года Германия. И на нее для капитуляции пришлось бы сбрасывать не пару, а добрую дюжину атомных бомб. Таким образом, советские войска, отстоявшие Сталинград и Кавказ, спасли Германию от ядерного апокалипсиса.

Но, кроме борьбы на море и в воздухе, американские и британские войска играли заметную роль на сухопутных фронтах, особенно после высадки в Нормандии в июне 1944 года. На борьбу с союзным десантом во Франции и с англо-американскими силами в Италии Германия в июне 44-го вынуждена была бросить 26 из 48 своих танковых и моторизованных дивизий, и еще один танковый полк дивизии “Великая Германия”. Если бы хотя бы 12 из 15 германских танковых дивизий, действовавших в Нормандии и Италии, оказались в тот момент на Востоке, что наверняка бы произошло, если бы союзники не высадились во Франции в июне 1944 года, исход боев на Восточном фронте был бы совсем иным. На Западе находилось подавляющее большинство германских истребителей, что обеспечило советским ВВС господство в воздухе.

Именно после высадки в Нормандии Красная Армия одержала две свои самые крупные по числу пленных победы в Белорусской и Ясско-Кишиневской операциях. Также общее соотношение потерь убитыми на советско-германском фронте в период с июня 41-го по май 44-го составляло 16,6:1 в пользу вермахта, а в последние десять месяцев войны сократилось до 6,6:1, хотя все еще в пользу германской стороны.

Если бы союзники высадились в Нормандии не в июне 1944 года, а в июне 1945 года, Красная Армия оказалась бы полностью истощена уже к концу 1944 года. После окончания войны в Европе советские войска состояли преимущественно из освобожденных военнопленных и “остарбайтеров”, а также из призывников с территорий, освобожденных в последний год войны – из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины и Молдавии. Если бы не было высадки в Нормандии, все эти источники пополнений были бы недоступны и численность Красной Армии к концу 44-го уменьшилась бы, по нашей оценке, на 2,85 млн человек, а численность германской армии была бы больше реальной примерно на миллион человек. Численность советских и германских войск была бы примерно одинаковой, и вермахт смог бы нанести ряд успешных контрударов и отвоевать ряд территорий.