"Все живут как последний день" - пир накануне Красной Чумы

31 июля, 07:57
В Первую мировую войну рестораны в Москве были переполнены, как и сегодня. И тоже, как сегодня, причины две: рост военных заказов, на которых наживались «жирные коты», а также то, что деньги остались «внутри контура» - высший средний и высший класс больше не могли ездить в Европу кутить там деньги и импортировать люксовые товары.

Так что огромная денежная масса у 5% высшего класса России хлынула на внутренний рынок, разгоняя там цены на всё – на те же рестораны, на кокаин и другие наркотики, на «впечатления» типа оргий любого типа и т.п.

Основные же тяготы войны несли пролы – русская армия в ПМВ на 92% состояла из крестьян. Горожане же всем правдами-неправдами «косили» от армии (приводил ранее в канале пример типичного «откоса» на примере поэта Бориса Пастернака, как он за взятку устроился топ-менеджером на завод ВПК), в крайнем случае для отвода глаз шли «волонтёрами», военкорами, в разные мутные конторы «помощи фронту» при Земгоре и т.п.

Читаю у служащего пароходства Никиты Окунева запись в его дневнике за 3 января 1917 года:

«Вот что делалось в Москве на Новый год: в ресторанах нарасхват требовали вина и водок, платя за них от 50 до 100 р. за бутылку (средняя зарплата квалифицированного рабочего в то время составляла 70-80 руб. в месяц – Т.). Один популярный «весёлый уголок» наторговал в новогоднюю ночь на 38.000 р. Платили в ресторанах за кусок мяса филея на пять персон 80 р., за стерлядь на 8 чел. - 180 р. Извозчикам лихачам платили за поездку «за город», то есть в «Яр» или в «Стрельну», одиночным от 50 до 75 р., парным от 100 до 150 р. В общем, газеты считают, что на встречу Нового года москвичи истратили по ресторанам не менее 1 млн. р. Все живут как последний день».