Петр Порошенко и Минская зрада

18 сентября 2020, 11:35
Предательство ли Минские соглашения? Занимательная предыстория Минского протокола.

Мы не единожды обращали внимание на совершенно непоследовательную, откровенно двурушническую позицию Порошенко и его людей в отношении Украины. С одной стороны ими постоянно декларируется патриотизм крайней степени, вместе с радикальной антироссийской риторикой, однако при изучении практической стороны вопроса, постоянно наталкиваешься на факт, что Пётр Алексеевич зачастую совершает нечто совершенно противоположное собственной риторике.

Разобрать этот вопрос проще и нагляднее всего можно на примере Минских соглашений, поскольку именно Порошенко, по собственному признанию был автором их конечной версии, при нем эти соглашения впервые были подписаны, а на текущий момент Пётр Алексеевич и его команда являются радикальными противниками выполнения большинства тех шагов, которые предусмотрены в документах как обязательства Украины. Такой вот парадокс.

Давайте рассмотрим вопрос откуда вообще появился первый Минский протокол, и что послужило для него первоисточником.

Кто сказал "совместное патрулирование?"

Как хорошо известно тем, кто интересовался историей Первого Минского соглашения существовало два документа, которые были предшественниками подписанного в Минске протокола. Речь идёт о мирном плане президента Порошенко и о мирном плане Путина. Первый документ был впоследствии, по неизвестным нам причинам удалён с сайта президента Украины, однако, к счастью, его экземпляр уцелел на сайте посольства в Казахстане. Рукописи не горят, а в крайнем случае все помнит кэш гугла. Итак, вот пункты мирного плана Порошенко:

1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров.
2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.
3. Освобождение заложников.
4. Создание 10 км буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований.
5. Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников.
6. Разоружение.
7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования.
8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях.
9. Возобновление деятельности местных органов власти.
10. Обновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях.
11. Децентрализация власти (путем избрания исполкомов, защита русского языка, проект изменений в Конституцию).
12. Согласование губернаторов до выборов с представителями Донбасса (при условии согласования единой кандидатуры, при разногласиях - решение принимает Президент).
13. Досрочные местные и парламентские выборы.
14. Программа создания рабочих мест в регионе.
15. Восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры.

Содержимое плана предложенного Путиным - взято с официального кремлёвского сайта.

План Путина по урегулированию конфликта от 3 сентября 2014 года
1. Прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.
4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких‑либо предварительных условий.
6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области.
7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.

Что сразу бросается в глаза при сравнении этих двух документов? Условия "плана Порошенко" прописаны значительно подробнее и содержат гораздо более конкретные и жёсткие для Украины условия, чем присловутый "план Путина", который ограничивается общими, рамочными условиями вроде отвода войск, прекращения боевых действий и открытия гумманитарных корридоров. Фактически предложения Путина не содержали "политической части" — её для Минска обеспечил лично Петр Порошенко.

Давайте выделим и перечислим ключевые различия проектов украинского и российского президентов:

  • Гарантии безопасности для всех участников переговоров.
  • Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений
  • Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования.
  • Децентрализация власти (путем избрания исполкомов, защита русского языка, проект изменений в Конституцию).
  • Досрочные выборы и согласование губернаторов с представителями Донбасса

Эти пункты отсуствуют в предложениях Путина, но присуствуют в плане Порошенко. Фактически этими положениями Петр Порошенко обеспечил безопасность лидерам боевиков, амнистию большинству сепаратистов, гарантировал особый статус русскому языку и отдельную структуру силовых органов и власти неподконтрольной ныне части Донбасса.

Короче говоря пообещал все, что сейчас сам называет страшной зрадой.

Показательно, что все эти наиболее спорные сейчас в Украине условия про амнистию и особый статус перекочевали в Минский протокол напрямую из положений мирного плана Порошенко. Если смотреть содержимое всех трех документов, то становится очевидным, что ничего подобного в своём "мирном плане" Путин не предлагал, и появлением этих пунктов в Минских договорённостях мы обязаны усилиям Петра Алексеевича и изложенному им мирному плану.

Для сравнения выдержка из первого Минского протокола:

Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.
Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
Провести децентрализацию власти, в том числе путём принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.
Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе.
Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
Вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наёмников с территории Украины.
Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Хорошо видно, что все наиболее тяжелые для Украины пункты взяты напрямую из "плана Порошенко". И сейчас Украина не знает как эти условия исполнить без ущерба для собственной политической целостности или как увернуться от исполнения заведомо невыгодных и опасных положений Минска.

Шаги по имплементации

При этом нельзя сказать, что Порошенко не предпринимал никаких действий для практической реализации предложенных им условий Минских соглашений и подписание Минского протокола стало лишь хитрой дипломатической игрой. Отнюдь, Порошенко сделал много шагов в направлении имплементации Минского протокола.

Так 16 сентября 2014 года с помощью невероятных махинаций (пришлось даже отключить в Раде табло учета голосов) им был протащен через парламент закон про амнистию сепаратистов, особый статус Донбасса и дату выборов.

В законности голосования сразу были сомнения

Этим законом государство Украина гарантировало недопущение уголовного преследования лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей. Законопроект предусматривал освобождение от ответственности "участников вооруженных формирований", членов самопровозглашенных органов в Донецкой и Луганской областях, а также людей, которые противодействовали проведению антитеррористической операции.

Это та самая амнистия сепаратистам, против которой сейчас с пеной у рта возражают порохоботы.

В Раде впервые за всю историю выключили табло. Как думаете, почему?

Также этим законом закреплялся "особый статус" отдельных районов Донбасса и гарантировалось исключительное положение для русского языка. Особым пунктом предусматривалось создание на территориях проведения АТО "решением городских, поселковых, сельских советов отряды народной милиции, координация деятельности которых осуществляется соотвествующим сельским, поселковым и городским головой".
То есть, как вы понимаете, если мэр или поселковый глава — сепаратист, то он и "координирует" действия местных силовиков, а амнистию такому деятелю, лично Петр Алексеевич Порошенко уже пообещал.

Набираться представители этой "народной милиции" по закону могли только из числа граждан, которые постоянно проживают в соотвествующих населенных пунктах. Т.е. условно говоря "народная милиция Горловки" по закону Порошенко могла состоять только из местных жителей, и никак иначе.

Несмотря на все сомнения в способе принятия закона про амнистию, официально его все-таки Рада одобрила. Доказательства и описание закона на сайте Верховной Рады.

Несмотря на все сомнения в процедуре голосования, Закон был формально принят

Финальный текст закона Порошенко об амнистии настолько раскритиковали представители националистов и Западных институций, что он, в итоге даже не был передан на подпись президенту Порошенко — самому инициатору закона. Закон про особый статус Донбасса все еще существует на сайте Верховной Рады за подписью Петра Порошенко.

Возможные причины такой "зрады"


Возьмем на себя смелость порассуждать о возможных причинах по которым Порошенко не только пошел на подписание настолько тяжелых условий, которые он в нынешней политической ситуации на каждом шагу клеймит как "зраду" и фактически требует свержения своего преемника, но и сам активно их имплементировал в жизнь.

Давайте оставим в стороне возможные вопросы о личной коммерческой заинтересованности Петра Алексеевича в хороших экономических взаимоотношениях с Россией — всем известная история липецкой фабрики "Рошен", которая работала вплоть до 2017 года даже в самые темные времена сражений под Илловайском и Дебальцево.

На наш взгляд, анализируя беспрецедентную уступчивость Украины и услужливость ее пятого президента на переговорах в Минске, нельзя обойти вниманием "иностранный фактор", а именно позицию европейских стран, и в первую очередь Германии, в тех политических условиях, в которых составлялся и подписывался первый Минский протокол, а также появлялись предшествущие ему документы и мирные планы.

Начнем с признания самого Порошенко касательно авторства Минского протокола.

"Я лично сел и писал текст Минских соглашений. Вместе с Меркель", — заявил Петр Алексеевич в интервью Украинской правде в августе прошлого года.

Роль Порошенка признана самим Порошенко, но стоит ли сбрасывать со счетов участие Ангелы Меркель?

23 августа 2014 года, незадолго до подписания первого Минского соглашения, Киев с официальным визитом посетила канцлер Германии. В процессе визита Меркель пообещала Украине полмиллиарда евро от Германии на восстановление разрушенной в ходе военных боевых действий инфраструктуры в Донбассе.

За пару дней до Меркель, вмешаться со своим видением в конфликт попытался тогдашний президент Франции — Франсуа Олланд.

Статья от 1 августа 2014 года в британской газете "The Independent" предшествовала визиту Ангелы Меркель в Украину, и породила широкую дискуссию в украинских и зарубежных экспертных кругах. "Фрау Европа или фрау Риббентроп"? — так звучал наиболее задаваемый в те дни экспертами вопрос. Дело в том, что британское издание опубликовало данные, о якобы существующем тайном плане Меркель и Путина, в котором предусматривался фактический отказ Киева от попыток вернуть Крым, принуждение Украины вернуться к идее федерализации, в обмен на согласие Москвы и на евроинтеграцию и "справедливые" цены на газ. Статья так и называлась "Land for gas".

Если судить по тем шагам Порошенко, которые последовали вслед за визитом Меркель, то можно нарисовать следующую картину. Германии на тот момент конфликт с Россией был не с руки, учитывая тесные экономические связи между странами. С другой стороны отказ от "политики ценностей" и потеря лица как одного из бастионов "демократического Запада", для канцлера Германии тоже было неприемлемым решением. Конфликт с Москвой для немцев нежелателен, но отказаться от столкновения по украинскому вопросу нельзя из имиджевых и политических соображений. Или все-таки можно?

В том случае, если сама Украина пойдет на уступки, за свой счет предложит максимально удобные для Путина условия и возьмется их выполнять. При такой ситуации западные европейцы смогут развести руками и взять на себя роль успешных посредников и миротворцев.

Пятый президент Украины настолько стремился следовать за инструкциями западных партнеров, что мог не задумываясь сыграть эту удобную немцам роль — при этом фактически пожертвовав насущными интересами Украины и загнав страну в длительный и мучительный Минский процесс, в котором для страны расставлено множество ловушек.

Мы не беремся утверждать это наверняка, но подсумировав материал этой статьи нельзя просто оставить в стороне вариант событий, при котором приверженность Порошенко и тогдашней украинской элиты принципам внешнего управления Украиной — сыграла с нашей страной злую шутку на восточном направлении, обеспечив невыгодные стране подходы к мирным переговорам на Донбассе в 2014 году. Сформлированные тогда при активном участии украинской власти и западных посредников условия — приходится исполнять на практике и попутно пытаться смягчить уже преемникам Петра Порошенко.