​​Financial Times: США убеждают Украину прекратить удары по российским НПЗ

22 марта, 21:45
​​Financial Times: США убеждают Украину прекратить удары по российским НПЗ, так как это может привести к увеличению цен на нефть и спровоцировать возмездие.

С начала года цены на бензин в США выросли на 15% до $3,50 за галлон, и ничто так не страшит американского президента накануне выборов, как рост цен на нефть, - пишут FT и Боб Макнелли, экс-советник Белого дома по энергетической политике.

Также Вашингтон опасается, что Россия может отомстить ударами по энергетической инфраструктуре, на которую полагается Запад, а конкретнее - по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который проходит из Казахстана по югу России и выходит в Чёрное море через Новороссийск (см. картинку⬇️, графика "Коммерсанта").

Что здесь можно сказать.

1. Как правильно написал Роман Шрайк, удары по российским НПЗ не уменьшают количество сырой нефти на рынке, они уменьшают количество переработанных российских нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и т.д). Поэтому Россия экстренно запретила экспорт бензина.

Но на объёмы сырой нефти на мировом рынке это никак не влияет. Наоборот. По данным Oilcapital, в ближайшие две недели Россия отгрузит рекордное с апреля 2022 количество сырой нефти из своих портов, а в общих цифрах экспорт сырой нефти из России в марте увеличится на 9,4% - данные Kpler.

То есть те объёмы нефти, которые повреждённые российские НПЗ не смогут переработать, Россия компенсирует в виде экспорта сырой нефти, а перерабатывать её будут НПЗ в той же Индии, Китае и других странах. И это как бы win-win для всех, кроме РФ, так как РФ лишается прибыли от продажи готовых нефтепродуктов и вынуждена экстренно продавать сырьё.

 

Но эти удары привели к краткосрочным скачкам на сырую нефть (Brent за два месяца поднялась с $77 до $87), пока рынок не перестроился под новые реалии. И хотя $77-87 - это тот диапазон цен, на котором нефть стабильно находилась с конца 2022 (а бывало и выше), Белый дом реагирует крайне болезненно, так как Байден по-прежнему уступает Трампу около 2% в среднем по поллам.

Но проблема в том, что рост цен на нефть связан не только с ударами по российским НПЗ.

Все как будто в один момент забыли о хуситах, которые продолжают кошмарить танкеры в Красном море, о чём напомнил Игаль Левин.

Но помимо хуситов есть ещё и такие факторы, как, например, сезонные ураганы в Северной Америке, которые в этом году были особенно разрушительны и в январе в некоторые дни выбивали до 1,4 миллионов баррелей добычи в сутки. Мало того, это наложилось на рост спроса в Индии на 8,2% тоже в связи с погодными условиями.

И в данном контексте обвинения Украины в ударах по российским НПЗ выглядят крайне несправедливыми, особенно в условиях полугодичной задержки помощи от США.

2. Да, Россия действительно может свернуть вентиль КТК, таких прецедентов уже было полно (лето 2021, "Газпром" и шантаж по "СП-2"; лето 2022, "Газпром", турбина Siemens и шантаж по электроэнергии). КТК - ключевой маршрут транзита нефти из Казахстана, так как через него проходит 80% экспорта, а это 60 млн тонн нефти в год.

Но, сука, какой сейчас год? Разговоры о том, что нужно переориентировать казахстанский экспорт с КТК на Транскаспийский маршрут начались летом 2022, и даже были сделаны первые шаги. Но что с тех пор? Чьи это проблемы сейчас?

Не мне давать советы украинскому руководству как реагировать на такие требования (если они действительно были предъявлены, и это не домыслы Financial Times, которые в своём материале ссылаются на чиновников Белого дома).

Но такой шум - это ещё одно подтверждение тому, насколько данные удары болезненны для российской нефтеперерабатывающей промышленности.