50% работы Интерпола – это поиск сбежавших с России

4 октября 2023, 13:26
После начала войны из России уехало почти 1,5 млн. человек, по оценке Министерства обороны Великобритании. Для третирования этих граждан Россия, как всегда, использует Интерпол.

Заместитель генерального прокурора России по вопросам розыска и экстрадиции Петр Городов, бывший высокопоставленный чиновник Интерпола, как утверждается, продолжает оказывать влияние на его секретариат в Лионе. И это на фоне публичных обвинений в том, что г-н Городов и его коррумпированные сообщники подозреваются в разработке схемы по вымогательству денег у граждан, которые были отмечены красным флажком Интерпола.

До войны Россия была ответственна за ошеломляющие 38% запросов Интерполу для репрессирования людей, а сейчас почти 50%. При том в России проживает менее 2% населения мира. Для сравнения, США предоставили 4,3%, а Китай — 0,5%. 

Именно поэтому Путин использует Интерпол для расправы с противниками войны. 9 марта 2022 года Европейский парламент поднял тот же вопрос перед Комиссией ЕС в контексте подключения Интерпола к Европейскому поисковому порталу (ESP)1.

Однако Генеральный секретариат Интерпола отклонил просьбу приостановить доступ России к системам Интерпола, сославшись на нейтралитет и открытость организации международного сотрудничества полиции. В заявлении от 10 марта 2022 года утверждалось, что «мандат Интерпола не включает введение санкций или принятие карательных мер, а в Конституции нет каких-либо положений о приостановлении или исключении страны-члена». Заявление, однако, было всего лишь словесной уловкой: право Генерального секретариата приостанавливать права доступа государства-члена предоставлено Правилами Интерпола по обработке данных, а не его Конституцией.

Вместо осуществления своих прямых полномочий в соответствии с нормативными правилами Генеральный секретариат объявил о некоторых формальностях, которые де-факто были плохой имитацией так называемых "мер усиленного надзора и мониторинга в отношении России". Неудивительно, что эти косметические изменения не остановили — и даже не замедлили — поток политически мотивированных «красных уведомлений» и сообщений, распространяемых по запросам России. Что изменилось, так это сложность процедурных манипуляций, совершаемых российскими национальными центральными бюро. Как свидетельствует моя юридическая практика – и вопреки заявленным целям – систематическое злоупотребление международным полицейским сотрудничеством со стороны российских властей только усугубилось. Действительно, из всех публичных «красных уведомлений», находящихся в обращении, нынешнее общее число от России — более 46%2 против 38% довоенных — является пародией. Оно не может представлять собой «усиленный надзор с целью предотвращения любого потенциального злоупотребления каналами Интерпола» со стороны России.

Получается, что Путин снова победил на этом поприще международной бюрократии? В чем причина его успеха? Дело в том, что российские СМИ заявили о победе, утверждая, что «Интерпол не уступил Россию Украине»3.

Проблемы с систематическим злоупотреблением международным полицейским сотрудничеством со стороны российских властей возникли задолго до вторжения в Украину. Например, в Стамбульской декларации Парламентской ассамблеи ОБСЕ 2013 года уже упоминалось, что Россия использует систему Интерпола для ареста оппонентов по политически мотивированным обвинениям34. В Люксембургской декларации 2019 года Парламентская ассамблея ОБСЕ прямо осудила Российскую Федерацию за политически мотивированное злоупотребление базами данных и механизмами Интерпола, включая «красные уведомления» и распространение информации, с целью преследования политических оппонентов, журналистов, представителей гражданского общества и деловых людей за пределами ее границ5. Это не было абстрактной проблемой. Согласно специальному отчету Freedom House за 2021 год6.

Так или иначе, в работе этого органа начали проявляться тревожные тенденции. Случаи из моей юридической практики включают получение российскими следователями секретных и конфиденциальных данных о заявителях до (или в отсутствие) получения Интерполом разрешения от владельца на их раскрытие. Еще одним вопиющим примером является ограничение доступа к любой информации, связанной с данными из России, даже включая ее существование или отсутствие в файлах Интерпола. В результате решения Интерпола по существу запросов на удаление никогда не доводятся до сведения заявителей, что делает право на оспаривание неточных или незаконных данных совершенно неэффективным. В ущерб правам человека жертв преследования, Интерпол, похоже, озабочен только защитой российского НЦБ. Ироничная вишенка на торте возникла, когда Интерпол предложил клиенту, которому был предоставлен защитный статус беженца, чтобы защитить его от России, обратиться за помощью к российским властям. 

Интерпол не может преследовать людей по их политическим убеждениям или по другим подобным причинам, например, если россиянин покинул Россию, спасаясь от мобилизации в армию - в таких ситуациях объявлять розыск этого лица через Интерпол нельзя.

Россия научилась обходить эту систему: против людей возбуждаются в основном сфабрикованные уголовные дела, и это дает основания объявить их в международный розыск. Политическим беженцам и другим соискателям убежища в цивилизованных странах, таких как Латвия, ничего не угрожает, так как в большинстве случаев латвийские власти понимают суть дела и розыском не занимаются, а в ситуациях, если человек задерживается, проблема быстро решается с помощью адвокатов.

Россия чаще всего злоупотребляет «красными уведомлениями» Интерпола, поскольку давно поняла, что эта система представляет собой идеальный способ расширить свое глобальное влияние. Репутация Интерпола сильно пострадала в последние годы в результате ряда скандалов, в том числе осуждения бывшего президента Интерпола за коррупцию и недавнего избрания нынешним президентом генерал-майора ОАЭ, которого самого обвиняют в соучастии в пытках.ort content on this page