26 января 2017, 14:48
В Советском Союзе многие граждане – возможно, даже большинство – «читали между строк» и относились к официальной политической риторике (официозу) с долей сомнения.

Успехи официальной государственной пропаганды были ограничены, даже если только меньшая часть общества активно выражала свое недовольство.

Недавно обнародованные данные социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ), о которых писали газеты «РБК» и «Российская газета«, показывают, что в сегодняшней России официальный нарратив является весьма успешным, несмотря на то, что политические хозяева Кремля имеют прямой контроль только над наиболее стратегически важными СМИ и предоставляют ограниченную свободу СМИ, имеющими незначительную аудиторию.

Так, 85% россиян, опрошенных ФОМ, заявили, что окружающий мир боится России. Возможно, все действительно так, но интерес вызывает тот факт, что 75% опрошенных считают, что это хорошо. Это наглядно показывает, что доминирующий нарратив конфронтации, подстрекательства к войне и теорий заговоров, который царит на федеральном телевидении и о котором много писалось в «Обзоре дезинформации», оказывает прямое влияние на то, что россияне думают о роли своей страны в мире и о том, что является правильным и неправильным в международных отношениях.
Отвечая на вопрос о том, как они воспринимают жизнь в России, 70% респондентов назвали Россию свободной страной, 65% – высокоразвитой, а 58% — богатой. В этом случае постоянная дезинформация о том, насколько ужасна жизнь за пределами России, особенно на Западе, могла повлиять на то, что определенное число россиян имеют ошибочное представление об уровне свободы, развития и благополучия России.

И наконец, 51% россиян считают, что в мире сейчас доминирует не объективное отношение к России. Это результат дезинформационного нарратива о так называемой «русофобии», который неоднократно опровергался в «Обзорах дезинформации».

В основе советской пропаганды лежала марксистско-ленинская идеология, в то время как сегодняшняя пропаганда в России, как мы видим, может использовать совершенно различные нарративы, которые не должны дополнять или совпадать с одной определенной доминирующей философией. Со временем нарратив может даже начать противоречить сам себе, но главное, чтобы он следовал правилам традиционного политического популизма и предлагал сюжеты, которые аудитория хочет видеть.