Свои опасения Кристофер Стил никогда не скрывал, напротив: своих партнеров британец всегда предупреждал о сопутствующих опасностях. Он, бывший агент британской разведки MI6, осознавал опасность, в которой постоянно находился.
После того, как его имя на прошлой неделе было названо в качестве автора «досье Трампа», он исчез. Он боится мести со стороны будущего президента США, но еще больше — мести со стороны России. Потому что в империи бывшего агента КГБ и руководителя ФСБ Владимира Путина ему грозят двойные проблемы. Потому что, во-первых, речь идет о весьма «пикантном» политическом досье, сильно навредившем России.
А во-вторых, речь идет о футболе.
Через свою фирму Orbis Business Intelligence Ltd. Кристофер Стил не только сотрудничал с американским ФБР, но и, возможно, имел доступ к подробной информации по интересному вопросу: каким образом России удалось получить право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году? Эта тема, держащая в напряжении весь спортивный мир с 2 декабря 2010 года, когда исполнительный комитет ФИФА в вызывающих много вопросов обстоятельствах уполномочил Россию и Катар провести турниры, соответственно, в 2018 и 2022 годах.
В тот самый день через несколько часов после принятия решения, Владимир Путин прилетел в Цюрих и дал странную пресс-конференцию. Когда тогдашний премьер-министр России сказал, что исходит из того, что миллиардер Роман Абрамович будет и далее поддерживать российский план по подготовке ЧМ-2018, последний, сидевший рядом, заметно вздрогнул и принял стойку «смирно».
Экономическая сделка между Катаром и Россией
Если верить утверждениям Кристофера Стила, то решающую роль в пользу выбора России страной-организатором ЧМ-2018 сыграло привлечение Абрамовича и других олигархов, а также концерна «Газпром» к реализации данного плана. Соответствующее распоряжение Путин отдал лишь в конце лета 2010 года, опасаясь, что Россия с треском проиграет борьбу. Как Стил и другие агенты отметили в секретном досье английского комитета по подготовке заявки на право организации ЧМ-2018, Абрамович впервые был замечен в руководящих кругах ФИФА в ходе ЧМ-2010 в ЮАР.
Стил запасся терпением и занялся вопросом, каким образом Путин и тогдашний эмир Катара Хамад Бин Халифа не только достигли мега-соглашения о разработке гигантских газовых месторождений на Ямале, но и договоренности об альянсе в вопросе проведения двух чемпионатов мира. В этом принимал участие давний друг бывшего эмира Хамада, мультимиллионер Мохаммед Бин Хаммам, многолетний член исполкома ФИФА, который, кстати, был пожизненно отстранен от должности за коррупцию.
Все это похоже на страшный триллер о тайных агентах. И является им на самом деле.
Одномоментное двойное присуждение права на проведение чемпионатов мира по футболу стало из ряда вон выходящим даже в мире и без того богатой на скандалы ФИФА — и одновременно с этим предоставило обширное поле деятельности для спецслужб и фирм, занимающихся всевозможными формами «бизнес-анализа». Большинство из них были основаны бывшими высокопоставленными сотрудниками спецслужб (MI6, ЦРУ, АНБ и т. д.) и продают то, что они называют информацией, концернам и государствам, ну или в данном случае комитету по подготовке заявки на проведение чемпионата мира по футболу.
Меры по линии спецслужб
В этой покрытой таинственным мраком отрасли в целях вербовки применяются весьма запутанные схемы. Так, Orbis, основанная Стилом в 2009 году компания, работала над «досье Трампа» сначала по заказу фирмы Fusion GPS из Вашингтона. Субподрядчики, как правило, не знают, кто является основным заказчиком, и, в свою очередь, обращаются со своими заказами к другим субподрядчикам. Весь объем информации получает лишь непосредственный партнер основного заказчика. Таким образом, Стил занимался расследованиями в рамках «досье Трампа» по собственной инициативе.
Аналогично он действовал и в расследовании деятельности ФИФА. Фирма Orbis была нанята британским комитетом по подготовке заявки на организацию ЧМ-2018 через компанию Hakluyt & Company. Hakluyt также принадлежит бывшим «большим шишкам» из MI6 и замешана в многочисленных скандалах и аферах на территории Великобритании. Заявочному комитету ЧМ представители Hakluyt за несколько недель до оглашения решения ФИФА корректно сообщили, что Англия может рассчитывать на два или три из в общей сложности 20 с лишним голосов. Она действительно получила лишь два голоса и выбыла из борьбы в первом же раунде. О подобного рода деталях с 2011 года ведутся дебаты в рамках спортивного комитета британского парламента, причем имеется множество документов, подтверждающих их.
Спецслужбы вмешались в это дело в 2009 году — непосредственно после основания английского заявочного комитета — с целью сбора материалов по восьми странам, также претендовавших на организацию ЧМ-2018. Кроме того, англичане опасались шпионажа со стороны русских. Комитет нанял частные охранные фирмы с целью физической защиты, а также защиты электронного документооборота, и перешел к контршпионажу. С целью сбора информации были задействованы также посольства Великобритании. Последний момент, в общем, не является чем-то из ряда вон выходящим — так, в ходе подготовки ЧМ-2006 в Германии координацией также занимался МИД. Благодаря посольствам заявочный комитет имел возможность перехватывать нужную для него информацию, добываемую спецслужбами. Параллельно Hakluyt и Orbis занимались собственными расследованиями.
Лорд Ко и его необычные рекомендации
По словам высокопоставленных сотрудников заявочного комитета, а также представителей правительственных кругов, тогда важную роль сыграл совет Себастьяна Ко (Sebastian Coe). Лорд Ко, бывший глава оргкомитета Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, ныне занимающий пост главы Международной федерации легкой атлетики (IAAF), сообщил, что подобные меры сыграли решающую роль при подаче заявки на право организации Олимпиады в Лондоне. Об этом говорится в документах нижней палаты британского парламента, имеющихся, в частности, в распоряжении редакции Sunday Times, источник которой — Кристофер Стил — теперь оказался рассекречен.
Есть также и другие источники и разоблачители. Так, один высокопоставленный сотрудник заявочного комитета подтвердил, что соответствующие советы давал именно лорд Ко, который в 2009 году был главой комиссии по этике ФИФА. По его словам, Ко предупреждал при этом, что о подобных операциях спецслужб должно знать минимально возможное количество людей. В дальнейшем их расходы оплачивались спонсорами заявочного комитета. По этой причине расходы не содержатся в официальных финансовых планах. Результаты расследований были зашифрованы и остались в секрете даже от парламента и комиссии по расследованию, работавшей уже в мае 2011 года. Английская федерация футбола, однако, в ходе нескольких слушаний умолчала о существовании досье.
Некоторые частные сыщики вроде Кристофера Стила продолжали работу до самого 2011 года — как минимум еще полгода после оглашения стран-организаторов ЧМ-2018 и ЧМ-2022. И если до тех пор о «подводных течениях» внутри ФИФА знали лишь немногочисленные журналисты, то теперь изучением этого «параллельного мира» занялись всевозможные агенты, фирмы, искатели приключений и спецслужбы.
Сомнительные типы
В число информационных брокеров и детективов входили, в частности, и довольно серьезные персонажи — насколько в этой сфере можно говорить о серьезности —, например, бывший глава ФБР Луис Фри (Louis Freeh), фирма которого под названием FGIS получила заказ на расследование коррупции в рядах Североамериканской федерации футбола CONCACAF. Однако на рынке хватает и сомнительных типов: так, один европеец требовал миллион евро за информацию о движении средств на счетах некоторых функционеров ФИФА в швейцарских банках. Другие группировки надеялись получить в общей сложности десять миллионов долларов за смещение президента ФИФА Йозефа Блаттера (Joseph Blatter) и доказательства его «темных делишек» с Катаром. Однако последние пока остаются недоказанными.
Дополнительно ситуации осложнили действия следственных органов США и Швейцарии. Инсайдеры отрасли вроде Стила, имеющие определенные контакты, не преминули воспользоваться этой возможностью и предлагали свои услуги ФБР или Налоговому управлению США (IRS). Исходным пунктом этих расследований, по признанию представителей ФБР и IRS, были разоблачения английского журналиста Эндрю Дженнингса, встречавшегося с агентами ФБР в 2010 году в Лондоне — примерно в то же время, что и Стил.
Многочисленные фирмы, принадлежащие высокопоставленным представителям англосаксонских и американских спецслужб, начиная с 2010-2011 годов, пытались продавать реальную или выдуманную информацию наиболее заинтересованным в ней клиентам. Имеются определенные улики, указывающие на то, что Россия и Катар могли заключить двустороннюю сделку стоимостью в многие миллионы. Стил и другие бывшие шпионы постоянно подчеркивали, что наиболее активно действовали именно русские. Именно х спецслужбы ФСБ и СВР, по их утверждениям, активно участвовали в подготовке заявки на проведение ЧМ-2018, а также усердствовали потом, заметая следы.
Использованная литература: источник