Чем саммит ЕС и США угрожает России?

15 июня 2021, 19:00
На самом деле главный итог встречи G-7 и вообще вояжа Байдена в Европу – это не их решение о стратегической обороне и «евроатлантической сплочённости». И тем более не о противостоянии России. А решение об ускоренном энергопереходе.

И печально, что даже политизированный класс России не акцентирует на этом внимание. А ведь именно от этого, а не от Украины или шлёпанья языком про «западную угрозу», будет зависеть жизнь каждого россиянина. Буквально.

Контур этого Нового Дивного мира с новой энергоповесткой уже понятен. Уход развитых стран от двигателя внутреннего сгорания и угля. Газ и атом пока остаётся, но главное – это бурное развитие ВИЭ. А также – защитные барьеры от «грязных товаров» новым «углеродным налогом». Говоря о России, это высокие (и повышающиеся с каждым годов) пошлины на нефть, уголь, промышленные металлы и т.п.

Да, Европа и Северная Америка не единственные торговые партнёры России, но в сумме они составляют около половины оборота. Перенаправить ту же нефть из Европы в Китай – это перестраивать всю логистику, что повлечёт большие издержки (т.е. теперь нефтяной танкер с загрузкой в Усть-Луге пойдёт не в Роттердам, а по Севморпути или через Суэц в Шанхай). Но не одна же Россия отправит туда танкеры, а также Саудия и прочие монархии Персидского залива, а также Ангола, Нигерия и пр. нефтедобытчики, которые возили нефть в Европу. Такая конкуренция нефтедобытчиков в Азии приведёт к предсказуемым результатам – снижению цен на нефть. Да и сам Китай в 2030-е (если не развалится к тому времени) будет сокращать потребление нефти и угля, так как их Компартия тоже твёрдо обозначила курс на «зелёную экономику». Будет, конечно, ещё рост Индии, Вьетнама, Бангладеш и пр. азиатов с ростом потребления сырья, но это уже не те объёмы, что станут толкать сырьевые рынки вверх.

Для России это означает серьёзную перенастройку Уклада и его нынешних операторов – уже престарелых и «заточенных» на другой тип ренты. Нынешнее издание либерал-чекизма вряд ли способно возглавить Оттепель, через которую и станет проходить перенастройка.

Это будет именно перенастройка, а не перестройка. Ведь что такое была «перестройка»? Тип уклада – углеводородный – не поменялся. Сменились социальные отношения: либерал-чекизм захватил сырьевые активы. Политико-экономически был сброшен балласт – советская промышленность и особенно ВПК, чтобы потребляемое ими прежде сырьё можно было теперь гнать на Запад.

А Оттепель – это несколько мучительный процесс поиска новой ренты. Тогда, в 1950-60-е СССР уходил от зернового и сельхозэкспорта (дававшего до 40% валютной выручки), пробовал запустить относительно конкурентное на рынках Второго и Третьего мира машиностроение. На середине процесса операторам Уклада повезло – пошла западно-сибирская нефть и газ, и процесс демократизации общества, через которые запускались новые настройки, можно было свернуть за бесполезностью. Чтобы гнать углеводороды и прочее сырьё на Запад – не нужно сложно устроенное общество. Наоборот, чем оно проще, скошено под полубокс косилкой, тем стабильней.

Сейчас для поиска новой ренты России вновь придётся запускать процесс усложнения общества – архаичные и вороватые гиганты-госкорпорации по своему типу устройства не способны к перенастройке. У них был шанс вырасти в чеболи, как в своё время в Южной Корее, и на этой основе проводить модернизацию своих активов, но они его откинули, предпочтя проедание ренты (сверхпотребление).

Всё это отразится и на политическом устройстве, и на федерализации, и на внешней политике (например, при Хрущёве в Оттепель армию пришлось сокращать почти в 2,5 раза) и т.п. И процесс этот займёт лет 8-12 минимум.