Демократия - это производная не от экономики, а от массового насилия

22 декабря 2021, 09:23
Мне задали вопрос. Вот смотри, ты говоришь, что кто платит чиновнику налоги, тот чиновником и владеет. Значит ли это что если я плачу больше налогов, то я и “владею” правительством в большей степени?

Вроде бы логично. Но такая система как-то не очень сочетается с демократией: понятно же что миллиардер платит в 100500 раз больше налогов чем Джо-тракторист.

Ответ. Абсолютно верно. Идея, что политическое представительство суть производная от уплаты налогов, то есть - от экономического положения - глубоко антидемократична. Демократия - это производная не от экономики, а от массового насилия или от возможности массового насилия.

Вот смотрите. У нас есть два тела - социальное и физическое. Наше социальное тело оно живет в Extremistan. Социальные показатели распределены крайне неравномерно. Скажем, медианный размер состояния 50-летнего американца - это около 170 тыс долларов. А у 50-летнего Илона Маска - 240 миллиардов. Отметим сам факт: существует человек размер состояния которого превышает размер состояния его медианного сверстника чуть ли не в 1,5 миллиона раз.

(Неравномерность нераспределения богатства очевидна каждому. Фишка в том, что другие социальные ресурсы могут быть распределены еще более неравномерно. Скажем, объем тиражей книг у писателей. Или количество подписчиков у интернет-инфлюенсеров. Если рассчитать коэффициент Джинни для популярных платформ - Твиттер там, Инстаграм, Онлифанс, то неравенство там просто чудовищное. Таких неравных стран в мире просто не бывает)

Ситуация ясна. В социальных измерениях мир крайне неравен. Вот скажем в экономическом плане есть великаны - Безос, Гейтс, Баффет - и у их ног копошатся лилипуты, которые не решают ничего. Потому что наши социальные тела живут в Extremistan.

А вот наши тела физические - они как раз живут в Mediocristan. Mediocristan - это “нормальный” и интуитивно понятный мир, с очень умеренной степенью неравенства. Есть люди в тысячи и миллионы раз более богатые, чем средний американец. Но не существует людей в тысячу раз более тяжелых, более высоких, более сильных кстати говоря.

В физическом плане мы довольно-таки равны. Кто-то слабее, кто-то сильнее конечно. Но если убрать социальную мишуру и оставить голые физические тела, то ни один сильный ни черта не сделает против десятка-другого слабых. Это было не раз экспериментально проверено на заре российской истории. Накачанный, спортивный и агрессивный бандит оказывается в одной камере с группой куда более хилых воров - дальше рассказывать не буду.

А почему все заканчивается именно таким образом? Потому что физические тела живут в Mediocristan, царстве средних величин и примерного равенства. Представьте ситуацию: заходит в камеру бандит весом в 80 тонн. А по полу бегают воры массой в 8 кило максимум. В такой ситуации призвать его к ответу за беспредел у воров вряд ли получилось бы.

Итак, давайте подведем итоги. Наши социальные тела живут в Extremistan, а физические - в Mediocristan. Это значит, что в социальном измерении великанам в общем и целом плевать на мнение лилипутов. Потому что а че они могут? Ничего не могут. А вот в физическом измерении - могут довольно таки многое.

Отсюда вывод. Единственная причина по которой социальные великаны могут считаться с социальными лилипутами - это потенциальная возможность аннулирования социальных конвенций и перевода социального конфликта в прямое физическое насилие. Выход из социального поля в физическое это выход из Extremistan’а - в Mediocristan.

Завтра продолжу. А пока промежуточный вывод: базис демократии - это возможность прямого физического насилия.