Об этом самый недооцененный русский писатель Марк Алданов сочинил великолепный исторический очерк. Он так и называется - Эрфуртское свидание. Вы скоро поймете, почему это название стало частью заголовка материала о крупнейшем политическом скандале современной Германии.
"Эрфуртское свидание" Алданова начинается так:
"В сентябре 1808 года в немецком городке Эрфурте, находившемся во власти французов, состоялось свидание Наполеона с Александром I. Их отношения были как будто превосходными. Тем не менее о возможности войны говорили не меньше, чем говорят о ней теперь...
В Эрфурте должно было произойти нечто вроде сессии Объединенных Наций. Приглашений было разослано много. Кроме двух императоров, в немецкий городок приехало четыре короля и множество других владетельных особ, с родными, министрами, свитой...".
Два века тому Эрфурт стал местом, где благие намерения столкнулись с непоколебимой реальностью: никто не хотел войны, но всего через 4 года она разразилась.
Что-то подобное случилось а столице Тюрингии и на прошлой неделе.
Парламент Тюрингии тайным голосованием должен был избрать премьер-министра земли. Ничего неожиданного в воздухе не витало: Бодо Рамелов, представитель Левой партии, но при этом типичный консерватор и рыночник, давно возглавлял земельное коалиционное правительство и вполне устраивал главных игроков, прежде всего Христианских демократов. Однако его кандидатура в первом туре набрала всего 45 голосов, до победы не хватило 6 бюллетеней.
Тогда Альтернатива, а здесь она весьма сильна, 23 процента, выдвинула своего кандидата. Его ожидаемо прокатили. Ведь Альтернатива в любом парламенте для всех политигроков - сродни касте неприкасаемых в Индии: их видят, но не слышат, признают, но не принимают, игнорируют, стараются не замечать, ни в какие союзы с АдГ не вступать, переговоры не вести. Блокада эта действует на всех уровнях, первые лица страны и партий придают ей огромное, можно сказать, мистическое значение.
И вот идет третий тур. На третий раз по конституции Тюрингии для победы достаточно простого большинства голосов. И тут свою кандидатуру внезапно выставил Томас Кеммерих — лидер либералов, СвДП, 5-процентной фракции. Казалось бы, какой у него шанс на фоне тяжеловеса от Левых?
Но вдруг этот непроходной вариант набрал на 1 голос больше, чем сам Бодо Рамелов. Всем стало очевидно, что за Кеммериха голосовала Альтернатива. Это вызвало шок.
Совсем не потому, что кандидат от либералов был в парламенте фигурой нон грата. Хотя Томас Кеммерих слывет большим оригиналом. Его рекламным слоганом во время кампании был такой: «Наконец-то лысый попал в историю» Кеммерих действительно лыс, как коленка. На рекламных плакатах он показан с затылка ( фото). Другой его слоган «Ноль волос, зато тысяча хороших идей!".
Впрочем, разве такими чудачествами шокируешь восточногерманскую элиту?
Шокировал всю страну тайный союз либералов с нерукопожатными популистами.
Конечно, новый премьер-министр тут же заявил о "случайности" своего ошеломительного успеха. Но на следующий день всплыло письмо главы АдГ Тюрингии Бьорна Хëке (личность крайне одиозная сама по себе) Томасу Кеммериху. Оказалось, что еще в ноябре прошлого года, сразу после выборов, Хëке открыто предложил Кеммериху «сотрудничество» и голоса своей партии ради того, чтобы он, Кеммерих, стал премьером и сбросил левого Бодо Рамелова. Тайное стало явным, и эта явь перевернула страну.
Сотрудничество либеральной партии с тюрингской Альтернативой было воспринято политистеблишментом Германии как пособничество нацистам. В некотором роде это сравнение не так уж далеко от истины: местные альтернавтищики какие-то особо профашистенные: на фоне Тюрингии представители АдГ в Бундастаге кажутся либералами с большой буквы.
Тот же Бьорн Хëке — бывший учитель истории - публично призывает отказаться от памяти жертв Холокоста. Коллеги пишут, что "АдГ в Тюрингии открыто мечтает о гражданской войне, ее представители говорят про то, как они свалят своих противников в расстрельный ров и засыплют негашеной известью, а некоторые не сдерживаются и добавляют, что хотят плясать на могилах. Мало кто сомневается, что именно сторонники АдГ были причастны к убийству консервативного политика Вальтера Любке, застреленного год назад во дворе собственного дома за то, что положительно высказался о приеме беженцев".
Вот от таких политических партнеров принял помощь либеральный политик, ставший "премьром-на час" в Эрфурте.
Дальше - хуже. Стало известно, что федеральный лидер Либеральной партии Кристиан Линднер был проинформирован о таком сговоре и одобрил его. Затем прокатилась волна слухов, что и тюрингские ХДСники знали о предстоящем сюрпризе. Их стали муссировать в Берлине лидеры социал-демократов, партнеров правящей партии по коалиции.
На следующий день фотографию с новым премьер-министром Тюрингии Томасом Кеммерихом его обиженный предшественник Бодо Рамелов размешает в соцсетях рядом с фотографией Адольфа Гитлера и цитатой из фюрера от 2 февраля 1930 года:
«Самого большого успеха мы добились в Тюрингии. Там мы теперь действительно партия, от которой все зависит... Партии, которые до сих пор формировали правительство Тюрингии, больше не способны собрать большинство без нашего участия»..
Вот тогда из далекой Сахары раздался голос канцлера:
-Это позор для демократии. Выбор парламента Тюрингии противоречит базовым убеждениям нашей страны, результат должен быть другим, ... никакое большинство не должно быть выиграно с помощью АдГ..
Последовали отставки. Потерял пост уполномоченный федерального правительства по вопросам восточных земель. В понедельник Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК) заявила, что решила не баллотироваться на пост канцлера, а также уйдет в отставку с поста лидера партии ХДС. Над многими тюрингскими и берлинскими консерваторами завис вопрос.
Кстати, сам "премьер-на-час", поначалу сообщивший о готовности уйти в отставку, сейчас съезжает с темы да и в любом случае до новых выборов останется управляющим делами земельного правительства, что гарантирует ему превосходный пенсион впоследствии.
Но это - мелочи. Главная опасность, пришедшедшая из Эрфурта - это контакт с неприкасаемыми. Он случился, и политическая история Германии уже никогда не будет той, что была до него: обратно фарш не перекрутишь.
"Франция не видела конца войнам и не понимала их цели. Наборы войск давали очень плохие результаты... Войска все же воевали превосходно, но и среди них недовольство было велико... Император объезжал полки и фамильярно болтал с солдатами. Они его обожали: «Наш отец Наполеон». Но жаловались на усталость и недостаток продовольствия.
Чтобы их развеселить, он говорил им те два слова, которые знал на славянских языках и которые они ежедневно слышали в селах: «Клэба нема». Они радостно хохотали - и выражали желание возможно скорее вернуться домой"- пишет Марк Алданов в "Эрфуртском свидании", рассказывая о той реальности, вопреки которой великий Наполеон перешел с Великой армией Неман.
Альтернатива и ее нарастающий успех в политике - это то самое "Клэба нема". Только никто в Германии уже над этим радостно не хохочет.