Как Европа стала заложницей войны Китая с Австралией

15 октября 2021, 20:25
Почему все дорожает? Кто вколол миру вакцину бешенства цен?

У нас вместо ответа все привычно поглядывают на Кремль: из России тянутся трубы, по которым текут в Европу газ и нефть - и это их цена породила небывалую в наших краях инфляцию. Однако если я сейчас скажу, что президент Путин не при делах, связанных с ростом газовых цен, вы же мне не поверите?

Тем более что он сам так туманно отнекивается от вины за сумасшедшие тарифы на энергоносители, что сразу вспоминаешь Петрова и Боширова Солберецких…

Я решил покопаться в фактуре, чтоб понять, откуда все же растут ноги у этого абсолютно неожиданного мирового кризиса?

Скажу сразу, анатомия не нарушена: ноги растут, как всегда, из той самой Ж, а Ж эта последних 20 лет находится в одном месте - в Китае. (Чтоб больше не возвращаться к теме «коварного Путина», замечу в скобках, что Кремль, конечно, пытается надувать щеки и сорвать свой куш в этой истории, но ни ее триггером, ни бенефициаром не является. И не потому что велик, добр, щедр, креативен и дальновиден, а как раз наоборот: по причине несоизмеримости с главными игроками - Китаем, США и ЕС, технологической отсталости, угнетающей привязанности к трубопроводам и острого желания насолить своим соседям- недругам - Украине и Польше, из- за которых рискует окончательно потерять доверие Германии)

Так что мы оставляем Москву с ее хитрым выражением лица и отправляемся в… Канберру. Оттуда все и началось.

Отношения между Китаем и Австралией стали резко ухудшаться с апреля прошлого года, когда Канберра объявила о необходимости расследования происхождения новой коронавирусной инфекции и инициировала ряд антидемпинговых расследований в отношении импорта китайской металлургической продукции. С августа Китай начал резко сокращать импорт австралийского угля. Помимо угля, под санкции попали поставки мяса, ячменя, хлопка, вин и даже омаров. И именно в августе в Европе впервые заговорили о недозаполненности газовых хранилищ.

Китай был ужасно раздражен призывом премьер-министра Скотта Моррисона к независимому расследованию происхождения коронавируса — решение, которое в конечном итоге единогласно приняла Всемирная организация здравоохранения. Пекин, как ему казалось, нашел австралийскую болевую точку: он покупал ежегодно на 8 миллиардов долларов австралийского угля для своих электростанций. В конце года китайская промышленность еще только набирала обороты, электроэнергии было вдоволь и на складах скопилось более миллиона тонн угля из Австралии.

Удар был нанесен. За первые 7 месяцев 2021 года импорт австралийского угля в Китай составил всего 780 тыс. т, сообщает Marine Link со ссылкой на данные платформы балкерных перевозок Oceanbolt. В январе – июле предыдущего, 2020 года Китай импортировал из Австралии 56,8 млн т угля, то есть в этом году поставки упали на 98,6%!

Но Канберра не отступила. Там только лишний раз убедились, сколь опасен и коварен дальний сосед. И стали искать, кому продать излишки черного золота. Проматывая почти год, замечу: нашли. Убыток от торговых ограничений Китая в размере 4 миллиардов долларов был компенсирован ростом австралийской торговли с другими странами на $3,27 млрд.

Более того, на прошлой неделе сломался Пекин. Китайские власти разрешили растаможить австралийский уголь из таможенных складов на своей территории после длившегося почти год неформального запрета на импорт угля из этой страны, сообщает Reuters.

Решение разрешить использовать уголь из Австралии принято КНР из-за растущего дефицита электроэнергии, вызванного в том числе нехваткой угля для теплоэлектростанций, говорят опрошенные Reuters трейдеры …

На рынок выбросили миллион тонн австралийского угля. Но эта капля в море уже не могла утолить жажду.

Нехватка электроэнергии, спровоцированная дефицитом угля в начале года, парализовала китайскую экономику. Целые регионы сутками и неделями стояли обесточеными. Уголь закупали по диким ценам в Индонезии, но и это не спасало. Россия нарастила экспорт угля в КНР на 43% - до 11 млн тонн. Однако на фоне общего потребления Китая, которое колеблется диапазоне от трех с половиной до четырех миллиардов тонн, это выглядело пиар- акцией, не более того.

Тогда и сошел с ума газ.

С газом надо тщательнее разобраться. Здесь, в Европе, мы приучены, что газ течет по трубам. Трубопроводы дороги, но практически бессмертны. Вот почему Газпром так борется за Северный поток-2: к трубе обычно прилагается контракт лет на 15-20. Это дает продавцу перспективу, а покупателю стабильность. По этим контрактам даже сейчас, при сошедших с ума ценах на голубое золото, доходящих до 2000 долларов за тысячу кубометров, Германия покупает газ по цене около 200 долларов за ту же тысячу.

А Китай получает его через пресловутую Силу Сибири еще дешевле, за 130 долларов.

Казалось бы, только нездоровый откажется от таких контрактов! А Европа отказывается. Как, вы удивитесь, и Китай.

Почему?!! Да потому что трубопроводный газ - это продукт прошлого века. Как керосин. Замечательный, экологичный, дешевый, но устаревший. Никто не хочет связывать себя на 20 лет с Газпромом и этим уходящим в историю ресурсом.

Так как на смену ему пришел СПГ - сжиженный природный газ. И этот СПГ продается на свободном рынке по свободным ценам, как клубника или картошка.

Да, именно на этом рынке, так называемом спотовом, сейчас творятся жуткие чудеса: СПГ стоит в пять - семь раз дороже своего трубопривязанного тезки. Но, к примеру, в пик пандемии тот же жидкий газ обходился покупателю в разы дешевле трубного! И все, кроме Кремля и Газпрома, уверены в мире: СПГ вернет себе славу дешевого и, главное, мобильного топливного ресурса.

По этой же причине даже Китай отказывается от строительства второй ветки Силы Сибири. Хотя Кремль предлагает ее построить, как и первую, полностью за свой счет.

Даже в ходе недавней беседы (видеоконференции) президента РФ Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином было сказано всего несколько слов об успешной работе «Силы Сибири». Однако о проекте «Сила Сибири-2» упомянуто вообще не было.

Да и сама Сила Сибири кажется мощью только из русского телевизора. На самом же деле главным поставщиком трубопроводного газа в Китай является Туркменистан. И в целом из 140 миллиардов кубометров импортированного газа по трубам в Китай зашло в прошлом году лишь 50 миллиардов. А еще 90 миллиардов было куплено СПГ.

Дело в том, что трубопроводный газ для китайской экономики, конечно, полезен, но с оговорками. Труба актуальна для заводов, электростанций и промышленных объектов, которые обеспечивают стабильный спрос на энергоноситель. Для предприятий и небольших домохозяйств, у которых спрос зависит от сезона, логичнее подвозить СПГ, а не тянуть трубу, из которой будет постоянно поступать газ. При этом китайский газовый рынок весьма волатилен — объем закупок углеводородов часто уменьшается или увеличивается на весомые проценты. Есть прибрежные провинции КНР, куда проще доставлять СПГ в необходимых для покупателя объемах, а не прокачивать туда газ и потом думать, что же делать с его избытком на этой территории.

Из пропорции закупок газа Китаем видно, за кем будущее. И это не труба!

Но ориентация на СПГ во время торговой войны с Австралией стала спусковым крючком кризиса, в котором все мы барахтаемся, как в болоте. Нехватка электроэнергии угольной генерации привела к тому, что работающие на газу станции стали покупать СПГ, не глядя на ценник. Было важно - генерировать электричество. Надо ведь не забывать, что китайский капитализм - особенный. Если партия сказала генерировать, то будешь жечь в топке и собственные трусы, иначе окажешься не новым китайцем с мерседесом и умным домом, а старым - с пулей в затылке и безымянной могиле.

Дальше все пошло по спирали. Хотя партия и держала под контролем цены на электроэнергию, они все равно полезли вверх и потянули за собой все продукты.

А в прошлый вторник Китай сенсационно заявил, что разрешит электростанциям взимать с некоторых потребителей рыночные цены на электроэнергию, поскольку обострение энергетического кризиса заставило власти поспешно провести самую смелую реформу энергетического сектора за последние десятилетия.

Чтобы помочь энергетическим компаниям переложить высокие затраты на уголь, Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) заявила, что с 15 октября цены на всю электроэнергию, вырабатываемую угольными электростанциями, будут устанавливаться через рыночные торги "упорядоченным образом".

Этот шаг, безусловно, понизит цены на спотовый газ, но вряд ли на уголь. И уж тем более не на киловатт- час.

Уже более 70% угольных электростанций Китая являются убыточными из-за высокой стоимости угля, заявили аналитики Citi в своей записке в пятницу.

В докладе Moody's Investors Service говорится следующее: "Отключение электроэнергии в Китае усилит экономический стресс, что негативно скажется на росте ВВП в 2022 году. И риски для прогнозов ВВП могут быть более значительными, так как нарушения в производстве и цепочках поставок будут распространяться"…

Говоря человеческим языком, конца кризиса не видно. Более того, мы даже еще не прошли его зенит.

Война Пекина с Канберрой тоже лишь набирает силу. Помните недавнюю историю с обиженной Францией и атомными подводными лодками для Австралии? Созданный тогда союз AUKUS - лишь одна из битв этой войны. Австралийцы, оставшись один на один со своим разъярённым торговым партнером- монстром, пытаются не остаться в одиночестве против него в военном аспекте.

Кстати, Австралия является крупнейшим поставщиком железной руды в Китай, поставляет ее в год на 40 миллиардов долларов. Пока Пекин не вводит санкции против этого продукта австралийского импорта. Но ведь может! И тогда то, что мы называем сегодня кризисом, покажется детским утренником.

Самое дикое в этой истории - то, что мы, европейцы, вообще никак не можем повлиять на ход этих событий. И никакой Поток, ни Северный, ни Южный, излечить это бессилие не смогут. Ситуация, как тюремных легендах: кто- то играет на нашу жизнь, а мы даже не видим карт…