Какой могла бы стать Россия после падения тоталитаризма?

19 января, 11:11
Гуру американской дипломатии Джордж Ф. Кеннан в 1951 году в эссе «Америка и русское будущее» пишет, какой могла бы стать Россия после падения тоталитаризма:

«Для начала следует выяснить, о какой России было бы напрасно мечтать. Такую Россию - Россию, на появление которой мы не должны рассчитывать, нам легко себе представить, а именно: капиталистическое, либерально-демократическое государство, сходное по строю с нашей республикой. Такой Россия не станет никогда.

Надо ставить реалистичные цели. Максимум, что может быть в «новой России» - в отличие от теперешнего, оно было бы терпимым, открытым и прямым в своих отношениях с другими государствами и народами. Такая Россия избавится от паранойи. В его идеологии не должно быть места убеждению, что собственные его цели не могут быть успешно достигнуты, пока все государственные системы, не находящиеся под его контролем, не будут подорваны и в конечном счете уничтожены. Оно должно избавиться от мании преследования и обрести способность видеть внешний мир, включая и нас, США, таким, каков он есть на самом деле: не абсолютно плохим и не абсолютно хорошим; не всецело заслуживающим доверия, но и не всецело его незаслуживающим 

Новое русское правительство должно понять, что на самом деле внешний мир не поглощен дьявольским замыслом о вторжении в Россию и нанесении удара русскому народу. Видя внешний мир в таком свете, государственные деятели будущей России смогли бы подойти к нему с уступчивостью и здоровым чувством доброжелательности, защищая свои национальные интересы, как подобает государственным деятелям, но не исходя из предположения, что эти интересы можно отстоять только за счёт интересов других стран.

Мы ждем, что новое русское правительство избавится от двух своих исторических черт: 1) чтобы оно не переходило ясно начертанной границы, за которой начинается тоталитаризм, 2) воздержится от применения рабского труда, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Это скорее наши моральные ожидания.

Также мы можем надеяться, что новая Россия не станет надевать тягостного ярма на другие народы».