25 февраля, 13:33
Знаменитый мир-системщик Джованни Арриги ещё в начале 2000-х в книге «Долгий двадцатый век» (она вышла в 2006 году) предсказывал наступление скорого мирового хаоса.

Его причиной он считал две тенденции: приход к власти неолиберализма (с президентством Рейгана) и мировых институций (вместо национальных) – МВФ, Всемирный банк, ВОЗ, G-7 и т.п.

«Уже при второй администрации Рейгана МВФ начал действовать как мировое министерство финансов. При администрации Буша эта роль усилилась. И при правлении обеих администраций регулярные встречи «Большой семерки» сделали этот орган всё больше похожим на комитет по решению общих вопросов мировой буржуазии», - пишет Арриги.

Тогда как прежний период, названный «золотым тридцатилетием» на Западе (1945-1975), был основан на «Новом курсе» Рузвельта, дополненным при президенте Трумэне бОльшим влиянием военно-промышленного комплекса.

Упрощённо – это был дирижизм против стихии рынка при неолиберализме с 1980-х.

Арриги усматривает и исторические аналогии с двумя видами зарождавшегося капитализма. Свободный рынок – это путь генуэзского протокапитализма XIV-XV веков, дирижируемый, регулируемый (государством и близкими ему агентами из армии и ВПК) – путь венецианский.

Но это положение будет невечно, предсказывал Арриги – мир живёт по принципу маятника. Но и прямой копии рузвельтовско-трумановско-советского мира тоже больше не будет:

«Это новое движение к «экономической свободе» будет прервано противоположными тенденциями, вызванными самими её масштабом, интенсивностью и скоростью. Как показало наше исследование, каждое движение маятника Пиренна не возвращало организационные структуры капиталистического мира-экономики к исходной точке движения. Скорее структуры, которые появлялись в результате чередующихся движений маятника, были крупнее и сложнее более ранних.

Существует вероятность того, что насилие в миросистеме в целом ещё больше выйдет из-под контроля, чем сейчас, создав тем самым неразрешимые проблемы правопорядка для накопления капитала в мировом масштабе, как заметил Самир Амин в своей «Империи хаоса». Невозможность сдерживания насилия в современном мире тесно связана с серьезным ослаблением современной системы территориальных государств как основного локуса мировой власти».

«Более сложные и крупные структуры», о которых говорит Арриги – возможно, это фрагментация мира, разделение его на 3-4 крупных блока - Северная Америка, Европа, Китай, «неприсоединившиеся страны» во главе с Индией. Кстати, России придётся окончательно определиться, в какой блок она войдёт