Хаос после Меркель. Чем грозят Украине выборы в Германии

13 сентября 2021, 19:16
После осенних парламентских выборов в Германии будет крайне непросто создать правительственную коалицию.

Но даже если это удастся сделать — это новое правительство придется создавать из политсил, которые имеют диаметрально противоположные взгляды на внутреннюю и внешнюю политику Берлина. Это заметно повлияет на дееспособность страны на международной арене

До выборов в Германии остается менее двух недель, а рейтинги ключевых участников избирательной гонки продолжают радикально меняться. И эти изменения пока не предвещают ничего хорошего партии, которая сейчас находится у власти. Потому что, если весной ХДС/ХСС теснили возрожденные "Союз 90/Зеленые", то сейчас Социал-демократическая партия Германии устроила партии Меркель настоящий разгром.

По данным соцопроса, проведенного Bild в конце прошлой недели, за СДПГ собирались голосовать 26 процентов немцев, в то время как за христианских демократов — только 20, а за "зеленых" — 15.

На этих выходных состоялись очередные дебаты кандидатов на пост канцлера от этих трех политсил. И Олаф Шольц от социал-демократов снова разгромил соперников. По итогам блиц-опроса, проведенного телеканалом ARD, 41 процент респондентов предпочел именно его. Армин Лашет от ХДС/ХСС, и Анналена Бербок от "зеленых" заметно отстали — у них 27 и 25 пунктов соответственно. Что, с высокой вероятностью, приведет к дальнейшему увеличению разрыва между СДПГ и партией Меркель.

Подобная ситуация спровоцировала фрау канцлерин на резкое заявление о том, что над Германией нависла "красная угроза". Суть которой заключается в возможности формирования по итогам парламентских выборов "красно-красно-зеленого" правительства, которое будет состоять из СДПГ, "зеленых" и представителей партии "Левые".

Сейчас сложно сказать, насколько реален подобный сценарий. Хотя бы потому, что "Левые", партия, которую поддерживают жители бывшей Восточной Германии, и которая является крупным симпатиком России, вряд ли сможет сотрудничать с "зелеными". Они расходятся практически по всему спектру политических и экономических вопросов — от бензина и российского газа начиная, и вопросом "чей Крым?" заканчивая.

Поэтому заявления Меркель о самой возможности подобной коалиции являются скорее попыткой мобилизовать традиционный электорат умеренно-правых консерваторов, чем реальным политическим прогнозом.

Но даже если этот прогноз не сбудется, то, несмотря на имеющуюся статистику, возникает подозрение, что коалицию из двух партий — даже если СДПГ и ХДС/ХСС на нее согласятся — создать не удастся. Придется привлекать кого-то третьего. Которые, вероятнее всего, могут быть именно "зеленые". Но если с ними не удастся договориться — то страна имеет шанс на длинное формирование коалиции со следующими выборами. Поскольку с "левыми" не захотят блокироваться христианские демократы, а с ультраправой "Альтернативой для Германии" в одну коалицию не пойдут ни они, ни СДПГ.

Таким образом, вырисовывается ситуация, при которой Германией будет руководить или разноцветная команда с очень разными взглядами на мир — или, после периода хаотичных попыток создать коалицию, будут новые выборы.

С точки зрения внешнеполитических интересов Украины, оба этих сценария, мягко говоря, являются неоптимальными. Поскольку они предполагают существенный временной промежуток, в течение которого Берлину будет не до международной политики. Проблемы как сохранения целостности антироссийского санкционного фронта, так и стратегической коммуникации с Вашингтоном относительно трансатлантического сотрудничества останутся, вероятно, без надлежащего контроля, что может принести нам ряд не слишком приятных сюрпризов. И в этом месте украинская власть, конечно, может пожаловаться на судьбу и странный выбор Меркель, которая продавила кандидатуру не слишком конкурентоспособного Лашета на роль кандидата на пост канцлера — что и стало началом проблем в ХДС. Но логичнее и полезнее будет по мере сил подготовиться к периоду внешнеполитического бездействия Берлина которое, при неблагоприятном развитии обстановки может длиться много месяцев.