Китай отказывается признавать войну в Украине

14 августа, 09:00
В первые недели после начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года китайское правительство заняло осторожную позицию поддержки Москвы.

Представители китайского правительства неоднократно подчеркивали, что Россия имеет право вести свои дела по своему усмотрению, утверждали, что термин «вторжение» — это западная интерпретация событий, и намекали, что Соединенные Штаты спровоцировали президента России Владимира Путина, поддержав расширение НАТО. Министр иностранных дел Китая Ван И выразил сочувствие к «законным озабоченностям» России.

Однако за пределами руководства Коммунистической партии Китая реакция была более обеспокоенной. Несмотря на то, что подавляющее большинство университетов и аналитических центров в Китае финансируются государством, аналитики и академики, работающие там, сохраняют определенную степень независимости, и их взгляды оказывают некоторое влияние на правительство. 

После полномасштабного вторжения России в Украину эти аналитики открыто выражали опасения по поводу того, как конфликт может повредить отношениям Китая с Европой и Соединенными Штатами, еще больше расколоть мировую экономику и уменьшить богатство и мощь России, важнейшего партнера Китая. «Негативное влияние войны на Китай будет огромным», — заявил в мае 2022 года один из ведущих китайских ученых в области международных отношений Янь Сюэтун, предупреждая, что затяжной конфликт нанесет ущерб глобальной экономике и приведет к «усилению напряженности» между Китаем и соседями, такими как Япония. 

«Беспрецедентно сплоченные» усилия Запада по санкциям против российской экономики, как выразился эксперт в области международных отношений Ли Вэй, удивили китайских экспертов. Некоторые, такие как Ван Юнли, бывший вице-президент Банка Китая, обеспокоились, что санкции угрожают глобализации, на которой основывается китайская экономика.

Однако спустя два года после начала войны такая явная публичная пессимистическая оценка исчезла, уступив место осторожному оптимизму. Эти эксперты теперь считают, что российская и китайская экономики в значительной степени избежали разрушительных последствий западных санкций. Россия восстанавливает свою оборонную промышленную базу и избежала крайней дипломатической изоляции, которая ранее казалась возможным результатом политики Путина.

Некоторые выводы этих аналитиков об агрессии Росиии против Украины — например, что внутренний консенсус в США в пользу вооружения Киева ослабнет — подтвердились. Но другие реалии явно отсутствуют в китайском общественном дискурсе. На самом деле, Китай понес расходы в результате этого конфликта. Европа не полностью отвернулась от Китая, но углубление отношений с Россией привело к значительному ухудшению отношений со многими европейскими странами, которое трудно будет исправить. А симметрия между жаждой Путина захватить украинскую территорию и давними стремлениями Пекина поглотить Тайвань спровоцировала США и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе на усиление своей обороны.

В Китае вторжение России в Украину служит как обсерваторией, так и лабораторией, поскольку страна готовится к обострению геополитического конфликта с Соединенными Штатами. Анализируя войну в Украине, китайские ученые стремятся оценить решимость США и Европы и понять, какие риски может быть вынужден понести Китай в геополитическом или военном кризисе. 

Некоторые эксперты, такие как ведущий военный стратег Чжоу Бо, пришли к выводу, что нерешительность НАТО в вопросе некоторых крупных интервенциях на стороне Украины доказывает, что, кроме США, у Тайваня не будет защитников в случае будущего конфликта с Китаем. Хотя эти ученые стараются не обсуждать контуры возможной войны в Тайваньском проливе слишком откровенно, многие, похоже, проводят прямую линию от трещин в решимости США поддерживать Украину к вероятной готовности Соединенных Штатов выдержать возможный затяжной конфликт с Пекином.

Китайские эксперты не были едины в отношении вторжения России в Украину. С момента, когда русско-фашистские войска пересекли границу с Украиной в 2022 году, китайские аналитики предлагали различные перспективы относительно того, как конфликт повлияет на интересы Китая и как следует интерпретировать усилия Запада по противодействию российскому наступлению. В целом их ранние реакции были сформированы обеспокоенностью тем, что конфликт станет исторической точкой поворота после окончания холодной войны. 

Китайские ученые последовательно приходили к выводу, что война России против Украины приведет к значительному изменению международного порядка. Эта точка зрения была выразительно изложена группой ученых из Китайского института современных международных отношений, аналитического центра, известного своим качественным анализом, несмотря на прямую аффилиацию с Министерством государственной безопасности Китая. В феврале 2023 года эти ученые заявили, что война России против Украины стала «водоразделом в истории», который выявил существование «латентного нового порядка», отличного от архитектуры безопасности, доминировавшей в течение трех десятилетий после окончания холодной войны.

Многие ученые изначально опасались, что агрессия России может нарушить способность Китая осторожно войти в эту новую эру. Событие пробило брешь в уверенности, что Китай, больше чем любая страна, кроме США, обладает способностью определять траекторию развития глобальной экономики и мировых событий. Более того, неожиданное и быстрое нападение на Украину подчеркнуло опасности внезапного и значительного разрыва в отношениях между Китаем и Западом. 

Санкции США против России ускорили «формирование двух резко противоположных лагерей», сокрушался Ван, бывший вице-президент Банка Китая, что «представляет большую угрозу» для продолжающегося процесса глобализации, питающего экономический рост Китая. В июне 2022 года ученый по вопросам внешней политики Чэнь Дунсяо выразил беспокойство, что «затяжная война значительно увеличит сложность для Пекина в управлении китайско-американскими отношениями»

Китайские аналитики были особенно ошеломлены скоординированным натиском Запада на российскую экономику. Это усилие продемонстрировало «яркий пример инструментов экономической силы», которыми располагают США, написал Ли. Не все китайские эксперты согласились с возможной эффективностью санкций. Некоторые, такие как Хуан Цзин, утверждали, что «мировая война без пороха» Запада потерпит неудачу, поскольку санкции в энергетическом и финансовом секторах известны своей «дырявостью» и между США и Европой возникнут разногласия.

Но другие пришли к выводу, что Соединенные Штаты все еще обладают непревзойденной властью над международной финансовой системой. Чжан Бэй, аналитик Народного банка Китая, предсказал, что рычаги влияния США на ключевые платежные и расчетные механизмы, включая систему SWIFT, которая обрабатывает межбанковские сообщения, позволят им угрожать «национальной финансовой безопасности» России. 

Экономист Ван Да пошел дальше, сравнив исключение России из SWIFT с ядерным ударом. Способность США разрушить финансово конкурента будет иметь серьезные последствия для Китая: в октябре 2022 года один из исследователей центрального банка Китая предупредил, что Китай должен быть готов защититься от попыток США «повторить эту модель финансовых санкций против Китая» в «контексте обостряющейся стратегической игры между Китаем и США и конфликта в Тайваньском проливе».

По мере того как санкции начали действовать, а российская армия столкнулась с трудностями, китайские ученые также обеспокоились тем, что положение России как ценного стратегического партнера может оказаться под угрозой. Один из самых известных экспертов Китая по России, Фэн Юйцзюнь, предсказал, что «влияние России в мировой экономике и международной политической системе существенно снизится»; другой эксперт, Юань Сюнь, предсказал, что санкции «затруднят привлечение средств российскими компаниями, увеличат риск краха российского фондового рынка, [приведут к] тому, что большое количество малых и средних предприятий могут столкнуться с риском банкротства, сократят возможности трудоустройства, увеличат уровень безработицы и снизят доходы российских граждан».

Сегодня, однако, существенно более оптимистичный взгляд доминирует в дискурсе китайских экспертов. Они отмечают, что ответ Запада на конфликт не привел к наиболее катастрофическим последствиям, которые многие предсказывали. «Самая интенсивная волна санкций в истории», — сделали вывод ученые из Чунъянского института финансовых исследований при Университете Жэньминь в февральском отчете 2024 года, — «не достигла ожидаемых результатов, но вместо этого привела к ответным мерам и контрсанкциям», так как Россия нашла способы поддержания своей валюты и торговли с Китаем и другими странами. 

Многие китайские аналитики также утверждали, что Путину удалось избежать по-настоящему разрушительной дипломатической изоляции, ссылаясь на его недавние государственные визиты в Северную Корею и Вьетнам, а в июле он принимал премьер-министра Индии Нарендру Моди в Москве. Как заявил заголовок китайской версии «Global Times» после поездки Путина в Ханой: «Изоляция России Западом была разрушена».

Китай избежал значительных экономических или дипломатических затрат за поддержку усилий Путина по ведению боевых действий. Более того, вторжение России в Украину создал тенденции, которые могут принести пользу Китаю. Способность российской экономики выдерживать западные санкции впечатлила многих китайских ученых. После визита в Москву в феврале 2024 года Сюй Полин, эксперт по российской экономике, отметил, что война России против Украины «ввела инъекцию стероида в вялую российскую экономику, сделав ее сильнее и более энергичной». Он даже предположил, что Путин «не торопится заканчивать конфликт». 

Другие аналитики выразили удивление тем, как война оживила застойный российский военно-промышленный комплекс, который, по мнению анализа «Global Times», находился в состоянии недостаточного инвестирования и производства. С февраля 2022 года, как отмечается в анализе, он «ускорил прием государственных инвестиций и увеличил производственные мощности», что привело к «комплексному восстановлению российских военно-промышленных предприятий» и «значительному прогрессу» в производстве новых тактических ракет, бронетехники и беспилотников.

По мере того, как война затягивается, китайские аналитики также полагают, что единство Запада рушится. Как написал в феврале ведущий эксперт по евразийским исследованиям Дин Сяосин, по мере того как демократы и республиканцы «яростно борются друг с другом и приближаются к президентским выборам [в США], ситуация становится все более и более неблагоприятной для Украины»

Опасные уроки

В феврале группа экспертов из Университета Жэньминь провела анализ глобальной ситуации и пришла к выводу, что «внешняя среда больше не прогрессирует и не улучшается постоянно». Вместо этого, продолжали они, «у нас сложилась ситуация больших изменений и больших противостояний, которые будут затяжными и жестокими». Хотя Путин остается твердо у власти в Москве, а его попытка аннексировать украинскую территорию пока не привела к той откровенной стратегической трагедии, которую многие китайские аналитики предсказывали вначале, внешняя среда Китая далеко не благоприятная. 

Отношения с Соединенными Штатами остаются напряженными. В непосредственном окружении Китая союзники Америки, такие как Австралия, Япония и Филиппины, усиливают свои оборонительные возможности. Конфликт дестабилизирует Ближний Восток. Позиции Китая в международном порядке остаются сильными, но также все больше дестабилизируются.

Все это имеет чрезвычайную важность для китайских планов в отношении Тайваня. Война России против Украины предлагает общие уроки о сложностях современной войны, возможностях международного ответа на якобы региональный конфликт и издержках затяжного военного конфликта. Какие уроки извлекает из этого кризиса Си, остается загадкой. Но взгляды китайских аналитиков дают нам возможность заглянуть в то, какие возможные выводы китайское правительство делает из этого противостояния. 

Их интерпретации разнообразны и индивидуальны. Однако, наблюдая за двумя годами войны Росси против Украины, многие пришли к выводу, чтоЗапад не жаждет конфликтов и устанет поддерживать демократии, которая сталкивается с вторжениеми, если экономические издержки будут высоки. Этот вывод часто преувеличен и, вероятно, недооценивает решимость Америки. Но сам факт, что они сделали такой вывод, говорит о том, что Тайваньский пролив — и мир в целом — могут двигаться в еще более опасном направлении.