Разумеется, китайские власти были в ярости. Методички их СМИ наполнились антиавстралийскими лозунгами (знакомая классика). В 2020-м, в разгар пандемии ковида, австралийское правительство допускало версию искусственного происхождения вируса в китайских лабораториях. Именно тогда Китай начал вводить серьёзные ограничения на торговлю с Австралией. Под запрет попали многие статьи австралийского экспорта, включая уголь.
Это привело к тому, что Австралия, обеспокоенная растущими угрозами со стороны Пекина, изменила свою позицию касательно участия в военных и политических альянсах региона. Был создан AUKUS, также активизировалось сотрудничество в рамках QUAD. Фактически, Австралия превратилась во вторую после США страну, жизненно заинтересованной в противостоянии Китаю. Ни Япония, ни Британия, ни даже Тайвань так жёстко себя до этого не позиционировали.
И вот сейчас, буквально на наших глазах, ситуация стала меняться. В конце 2022-го в Австралии пришло новое правительство, которое оказалось мягче предыдущего. Китай смягчил "политику нулевого ковида" и ему нужны ресурсы на экономическое восстановление. Страны начали договариваться между собой, и одним из уже принятых решений стало возобновление закупок австралийского угля. "Повернувшийся на восток" российский уголь начал уступать позиции, тем более что, как утверждает Reuters, по качеству он хуже австралийского.
И данный пример потепления отношений Австралии и Китая можно рассматривать в контексте вероятного смягчения отношений Китая со всем Западом. Экономическая стабильность и предсказуемость - то, ради чего разумные лидеры могут пойти на политические компромиссы. Посмотрим, поспособствует ли это решению "путинского вопроса".