Контрабанда федерального значения

Севастопольский морской порт передают в федеральную собственность. До сих пор предприятие было на балансе оккупированного города, накопило многомиллионные долги и готовилось к банкротству. Официальный грузооборот Севастопольского порта в 2013 году был 4,8 млн тонн, за время аннексии он упал до 24 тысяч тонн в 2021, что закономерно ввело порт состояние "экономической комы".

В 2016 портом заинтересовался Сергей Чемезов. Ростех пообещал вложить в развитие 7 млрд рублей. Но дело, как обычно, закончилось развалом: обещанные инвестиции не появились, вместо этого структуры Ростеха подсели на госсубсидии, уходили от налогов за счет статуса СЭЗ, а площади порта за бесценок сдавались в аренду структурам "РТ-Логистики", потом пересдавались, деньги перекачивались из одной фирмы в другую... Все это на фоне санкций, которые сделали нормальную работу порта невозможной. В итоге портовым рабочим платили зарплату от распродажи остального портового имущества. Выиграл от этого только Ростех - например, концерн "Калашников" получил без конкурса портовые мощности и доки Севморпорта в аренду на 49 лет. А по итогу порт еще остался должен Ростеху по разным искам более 250 млн рублей. Такой себе инвестор.

Выкачав все ликвидные ресурсы из порта, Чемезов забросил проект, и его отдали на откуп местным чиновникам. С 2019 года, когда имущество порта хотели продать с аукциона за 10 рублей, портовое начальство регулярно становилось фигурантами уголовных дел. 

Новые "возможности" Севастопольский порт получил лишь в 2022 году, когда стал основным хабом по контрабанде зерна из захваченных частей Запорожской, Донецкой и Луганской областей, которое невозможно было вообще никак документально оформить. 

Управлять портом поставят каких-то мутных личностей из ФГУП "Научно-исследовательский и конструкторский институт испытательных машин, приборов и средств измерения масс" (где они, а где порт?). Институт возглавляет Андрей Фильчаков – отставной военный (однокурсник депутата Дмитрия Саблина), бывший заммэра Химок и конкурсный управляющий ликвидированного оборонного завода в Самаре. Есть ощущение, что новые управленцы превратят порт в гигантскую "серую зону", через которую будут гнать любые грузы без лишних глаз.