Ментальная стена

Два года назад казалось странным прервать связи оборонных предприятий с Россией и не платить пенсий жителям Донецка.

Год назад были абсурдом только украинская музыка на радио и массовое производство украинских сериалов на тв. Три месяца назад остановка бизнеса с ОРДЛО выглядела невозможной, как и закрытие границ для российской книги. Сейчас уже не выглядит нереальным уход российских банков и блокада всевозможных Кофе-Хаузов и Спорт-Мастеров. Все для большего количества людей становится ясным, что вектор именно в эту сторону. На границе должна стоять стена. Ментальная.

Когда я два года назад говорил об эмбарго на ввоз российской книги для того, чтобы те российские издатели, кто считает нужным, открыли тут филиалы и работали по украинским законам, как принято в цивилизованном мире, все закончилось круглым столом, где мы с Остапом Семераком оказались в меньшинстве. Принятый три месяца назад закон о разрешительной системе полноценно заработает в начале апреля и частично поставки будут возобновлены, наряду с принципиальным ограничением количества продаваемых в розницу книг.

В ожидании массовой истерики через неделю о том, что книжный рынок немедленно умрет(как всегда, наиболее шумными будут те, кто книг не покупает), хочу напомнить, что, с одной стороны, частный ввоз книг никто не отменял, независимо от содержания, и то, что уже сейчас принятый закон выглядит половинчато и через несколько месяцев, хорошо это или плохо, реальность явно оставит его позади. В стране, где живет 40 миллионов человек, есть достаточный потенциал для развития собственного книжного рынка независимо от языка. Хочу напомнить, что лидером книжного рынка Европы по количеству издаваемых наименований книг на душу населения является полуторамиллионная Эстония, а по тиражу на душу населения лидируют четырехмиллионная Норвегия и совсем маленькая Исландия - страны, где и государству и населению не безразлично собственное интеллектуальное развитие.