Авторитарные режимы стремятся использовать неприязнь к "чужакам" в своих целях - она эффективно объединяет общество вокруг власти. В России есть богатые традиции "управляемой ксенофобии". Еще во времена Николая II государство спонсировало антисемитскую пропаганду, натравливая население на евреев. В СССР к основным объектам навязываемой ненависти добавился капиталистический мир, евреи же со времен "борьбы против космополитизма" выставлялись его скрытыми пособниками.
С началом перестройки политика целенаправленного разжигания подобной вражды в России на какое-то время прекратилась. В 90-е на место управляемой пришла стихийная ксенофобия, мишенями которой стали прежде всего кавказцы и среднеазиаты.
Россия не только для русских
Судя по результатам социологических исследований, за последние три года (пик неприязни к представителям других народов пришелся на 2013-й) ситуация изменилась: существенно уменьшилось число тех, кто хотел бы ограничить проживание на территории России выходцев с Кавказа, цыган, вьентамцев, китайцев. Сократилось число респондентов, поддерживающих лозунг "Россия для русских". Люди в меньшей степени, чем еще несколько лет назад, ощущают межэтническую напряженность и опасаются конфликтов на национальной почве внутри страны.
Все это, конечно, очень хорошо, если бы не одно существенное "но". Ксенофобия не исчезла. Она просто изменила направление с юго-востока на запад. В то же самое время, когда люди стали терпимее относиться к южанам, они вновь невзлюбили своих западных соседей. Произошло это, видимо, под влиянием антизападной пропагандистской кампании, резко усилившейся после аннексии Крыма. Почти в три раза (до 13 процентов) выросло с 2013 года число тех, кто хотел бы ограничить для украинцев возможность жить в России. За это же время большинство россиян стало плохо относиться в целом к Украине, а также к США и Евросоюзу.
Общество в путинской России все больше напоминает советское. В стране устанавливается показное братство народов, противостоящее "враждебной загранице". Только роль внутренних изгоев вместо евреев теперь исполняют гомосексуалы. Ненависть к ним не ослабевает, ведь они ассоциируются с "растленным Западом", "Гейропой". 70 процентов респондентов считают, что гомосексуализм необходимо запретить, а самих гомосексуалистов лечить (37 процентов).
Ненависть на экспорт
В последние годы Кремль сумел подчинить ксенофобию своим интересам. Монополизировав "рынок ненависти", власти жестко вытеснили с него мелких игроков. Националистические организации типа Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), по сути, разгромлены. А некоторые их лидеры, например, глава запрещенного националистического движения "Русские" Александр Поткин, осуждены на длительные сроки.
Став частью государственной политики, ксенофобия только усилилась. Уровень неприязни к людям другой национальности, по оценкам "Левада-центра", дошел до 60% - столько респондентов признаются, что хотя бы иногда чувствуют к ним враждебность. Просто теперь главный враг россиян - уже не торговец-южанин с соседнего рынка, а агрессивный янки, украинец-"бандеровец" или "гей-европеец" с пропагандистских телекартинок.
Путин стремится войти в новую холодную войну с консолидированным вокруг власти обществом. Поэтому отрицательная энергия государственной ксенофобии обращена не на мигрантов и представителей национальных меньшинств, а во вне - на западного "врага". Взяв под контроль и ограничив антимигрантские настроения у себя дома, Кремль всячески разжигает их на Западе.
Советский Союз пытался экспортировать в Европу большевистскую революцию. Путинские власти столь же активно занимаются экспортом ксенофобии. Таким образом они стремятся ослабить своих европейских противников, ведь неприятие такого рода разрушительно для демократических стран. В немецких СМИ периодически появляются сообщения о том, что Россия поддерживает ксенофобские силы в Германии и других странах. Ксенофобия, ненависть к мигрантам становится оружием Кремля в нынешнем противостоянии с Западом.
Использованная литература: источник